Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проектирование организационной структуры

Значение организационной структуры

Определение

Организационная структура означает упорядоченность внутри компании, координацию действий разных отделов в рамках единого рабочего процесса.

Организационная структура состоит из структуры управления и производственной структуры.

Структура управления подразумевает распределение деятельности, задач в управлении организации, а также их координацию. Включает в себя органы управления и документально закрепленную схему взаимодействия между ними.

Производственная структура подразумевает организацию производственного процесса, схему подразделений, характер связи между ними. Производственная структура формируется первой при проектировании организации, следом проектируется организационная структура.

Признаки оптимально составленной организационной структуры:

  • подразделения небольшие по численности, персонал в них высокой квалификации;
  • уровней руководства в иерархии немного;
  • есть возможность создавать группы узко квалифицированных специалистов;
  • рабочий процесс ориентирован на потребителя;
  • гибкость и высокая скорость реакции на изменения;
  • высокая производительность;
  • невысокие издержки производства и общие затраты.

Хорошо отлаженная структура взаимодействия внутри организации позволяет быстро реагировать на изменения внешней среды, легко вносить корректировки как в процесс работы, так и в иерархию компании.

Выбор организационной структуры

Процесс выбора организационной структуры происходит по следующей схеме:

Выбор организационной структуры

Факторы, влияющие на выбор организационной структуры

Их делят на 4 группы:

  1. Внешняя среда организации. Организация должна уметь адаптироваться под требования внешней среды, а также оперативно реагировать на ее изменения. Внешняя среда сложная и динамичная, в зависимости от ситуации на рынке организация должна выбирать как стратегию поведения, так и формировать структуру внутренней работы. Ситуации на рынке отличаются в зависимости от отрасли, бывают: низкой определенности, умеренной неопределенности, умеренно высокой неопределенности, высокой неопределенности. Ориентируясь на внешнюю среду, организация может упорядочить структуру управления, убрать или добавить новые механизмы работы и связи между отделами. Чем выше неопределенность внешней среды, тем меньше должно быть уровней иерархии внутри структуры управления, чтобы снизить возможные задержки в реакции на изменения. Чем стабильнее внешняя среда, тем более развернутым и широким может быть аппарат управления.
  2. Технологии – общее сочетание используемых методов, инструментов, технического обеспечения, квалификация специалистов, путей трансформации материалов, информационных потоков в организации. Технологии учитываются при проектировании, когда происходит группирование работ по отделам. При создании отделов ориентируются на такие факторы, как:
  • неопределенность внешней среды (откуда поступает заказ на работу);
  • неопределенность методов выполнения работы;
  • взаимозависимость работ внутри организации.

Структура подразделений тем проще, чем стабильней, конкретней и регулярней тот спектр работ, который подразделение выполняет (например, измерительные лаборатории, отделы охраны, отдел кадров, бухгалтерия). Там, где неопределенность работы высокая, структура подразделений усложняется (например, отделы разработок, планирования, дирекция).

  • Стратегия. Структура отражает цели и стратегию. Если стратегия меняется кардинально, организация должна реструктурироваться. Иначе цели не будут достигнуты. При проектировании учитывают следующие составляющие стратегии:
    • идеология высшего руководства. Она определяет количество уровней иерархии, звеньев в структуре, уровень централизации. Чем больше централизована власть в организации, тем больше уровней иерархии появляется, тем выше бюрократизация.
    • потребители. Если производство в организации сильно диверсифицировано (например, выпускаются как оборудование, так и товары легкой промышленности), структура должна учитывать все группы потребителей. Нельзя, чтобы руководство производством оборудования контролировало и выпуск других товаров, это приведет к снижению качества. Поэтому создаются отделы для каждого типа сильно дифференцированной продукции.
    • рынок сбыта и территория. Если организация расширяется и выходит на рынки в других странах, регионах, это требует создания филиалов и механизма, обеспечивающего связь филиалов с головной компанией. Структура таким образом усложняется.
  • Коллектив. Уровень квалификации работников влияет на состав отделов. Так же учитывается стиль руководства, отношение к рабочему процессу как в руководстве, так и среди рядовых работников.
  • Методы управления. В зависимости от них количество уровней иерархии может быть выше или ниже. При демократической системе руководства существует больше горизонтальных связей, при автократической – вертикальных.
  • Дата написания статьи: 02.02.2016
    Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
    ИИ ответит за 2 минуты
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot