Принципы планирования организационной структуры
При планировании организационной структуры следует учитывать такие базовые основополагающие принципы, как:
- принцип соответствия структуры управления и задач деятельности организации и всех производственных звеньев;
- принцип четкого разделения труда внутри аппарата управления и его специализация;
- принцип сокращения многоступенчатости управления, приближения к производству оперативного руководства;
- принцип единства руководства всех звеньев управления и участков производства;
- принцип оснащения аппарата управления оргтехникой, средствами автоматизации и вычислительной техникой, средствами сбора, хранения и передачи информации;
- принцип создания условий для принятия оптимальных управленческих решений.
Реализация данных принципов на практике означает, что процесс планирования организационной структуры должен учитывать одновременно множество различных факторов и параметров воздействия.
В целом, управление в любой фирме имеет общие задачи, а значит, законы управления также являются общими. Практические же применение этих законов в «полевых» условиях менеджмента конкретизирует и содержание управления.
Управленческие аспекты планирования организационных структур
Процесс управления подразумевает включение ряда базовых аспектов:
- Институциональный: «кто» управляет «кем.
- Функциональный: «как» управление осуществляется и «как» влияет оно на управляемых.
- Инструментальный: то, «чем» управление осуществляется.
При планировании организационной структуры необходимо помнить, что деятельность любой организации характеризуется определенными целями и ограничениями. Все они призваны сравнить существующее положение дел с желаемым, определить руководящие требования к действиям и критерии при принятии решений, а также выбрать инструменты и методику контроля.
При этом, в процессе планирования структуры могут быть установлены различные типы целей: стремление к наращиванию доходов и укреплению имущественного благосостояния, поддержание стабильности, цель увеличить оборот и рыночную долю, сократить затраты или завоевать определенный имидж в глазах потенциального потребителя.
Факторы, задающие основу структуры управления
Основополагающий фактор, который устанавливает возможные ограничения и контуры будущей организационной структуры – это собственно организация.
Несомненно, различие организаций по многим критериям, в условиях такого большого разнообразия организаций безусловным является и наличие многочисленных подходов к формированию управленческой структуры.
Так, структура управления международной корпорации намного сложнее фирмы, в которой работают всего несколько человек. При увеличении размеров организации, а значит, и объема работы менеджмента, должно развиваться разделение труда, необходимо формировать узкоспециализированные звенья ( в области финансового, кадрового, производственного, инновационного управления и т.д.), контроль и координация которых требует особой слаженности.
Важно понимать, что структура управления должна быть сопряжена с фазой жизненного цикла организации. В условиях стадии зарождения для управления достаточно самого предпринимателя. Стадия роста характеризуется появлением функционального разделения труда менеджмента. Стадия зрелости часто предопределяет в структуре управления тенденцию к децентрализации. В условиях стадии спада должны быть предприняты меры по совершенствованию структуры соответственно тенденциями и запросам рынка и потребителя. Наконец, управленческая структура на стадии ликвидации организации может быть либо полностью разрушенной, либо полностью реорганизованной.
При планировании структуры управления важно учитывать воздействие изменений в организационно-правовой форме самого предприятия.
К примеру, включение фирмы в состав другого объединения, (концерн или ассоциация) подразумевает частичное перераспределение управленческих функций для централизации власти, что приводит и к изменению структуры управления.
Еще один важный фактор планирования управленческой структуры – это развитие информационных технологий внутри самого предприятия. Общая динамика к децентрализации «электронного интеллекта» (рост количества персональных компьютеров с одновременным ростом области применения локальных сетей на уровне предприятия), может привести к сокращению или вовсе к ликвидации объема работ в разрезе некоторых функций среднего и низшего уровня менеджмента.