Управление организацией – это не только повседневный процесс трудовой деятельности менеджера, но и искусство, которое требует существенного внимания и контроля.
Рассмотрим проектирование как одну из ключевых функции менеджмента, чтобы исследовать его основные особенности.
Функции организации
Функции организации представляют собой две категории:
- Формирование постоянных и переменных взаимосвязей между всеми отделами предприятия
- Создание алгоритма выполнения управленческого решения, а также условий его функционирования.
Исходя из ранее выявленных особенностей предприятия, необходимо выявить особенность, которая определяет структуру предприятия, количество подразделений в зависимости от потребностей и целей предприятия, существующих в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Зачем предприятию необходимы функции:
- Делегирование полномочий между сотрудниками предприятия
- Формулирование задач и объединение их в группы
Исходя из этих групп, руководитель принимает решение о структуре предприятия, проектирует его. Исходя из структуры, определяется эффективность деятельности предприятия. Проектирование структуры начинается с формирования подразделений, происходящее по следующим принципам:
-
1 принцип подразделения формируются и проектируются исходя из тех функций, которые выполняют сотрудники в повседневной деятельности.
Например, работники, функцией которых являются изготовление рекламных продуктов, объединяются в отдел продвижения и рекламы.
-
2 принцип заключается в группировке сотрудников по признаку производимого продукта или группам потребителей.
Процесс проектирования организации как ключевая функция
Процесс проектирования – один из ключевых в организации, является универсальным и может применяться к другим процессам. Рассмотрим, как происходит практическое внедрение функции проектирования в производственный процесс:
- 1 шаг – постановка цели, которая позволяет выполнить необходимые функции
- 2 шаг – анализ исходного состояния объекта проектирования, в данном случае - функции менеджмента
- 3 шаг – рассмотрение влияющих на проектирование факторов, снижение их влияния
- 4 шаг – осуществление выбора структуры
- 5 шаг – внедрение разработанной структуры
- 6 шаг – оценка результатов
Функции управления находятся в постоянной связи и образуют циклический процесс, который непрерывен. Процесс проектирования во многом носит универсальный характер и находится в зависимости от других функций. Организационная структура проектируется исходя из потребностей организации, внешней и внутренней среды, целевых установок. В процессе жизненного цикла организации проектирование осуществляется повсеместно и постоянно.
Изменения происходят исходя из управленческих решений и потребностей предприятия. В основном, отделы формируются исходя из функций сотрудников, либо по группам потребителей. Однако, может быть и более детальная группировка на мелкие подразделения.
Проектирование – процесс необходимый, потому что предприятие развивается. В процессе развития, у предприятия возникают потребности в различных отделах, сегментах и формах. Проектирование, как эффективный инструмент, позволяет решить эти задачи быстро и эффективно. Структура предприятия очень гибкая и руководитель может изменять ее согласно своим предпочтениям.
Отделы могут формироваться с учетом задач. Эти задачи могут быть временными, например, проведение рекламной акции нового продукта