Природа управления
Природа управления и исторические тенденции его развития – это важнейшие вопросы, подлежащие исследованию в рамках теории управления.
В процессе труда производственные отношения постоянно трансформируются и нуждаются в управлении. Иными словами, они выступают объектом управления. Экономика служит аппаратом изучения и описания этого объекта для целей управления.
В общем случае задача управления (если рассматривать систему жизнеобеспечения общества) крайне сложна – как в детализированной постановке, так и в реализации. Чтобы ее сформировать, требуется установить:
- объект управления с его связями,
- структуру системы управления,
- средства воздействия на объект в рамках процессов управления.
Чтобы управлять процессами в системах общественного жизнеобеспечения, их приводят к определенным организационным формам.
Механизмы управления позволяют реализовать приемы придания общественным отношениям количественной меры. Выделяют два типа управленческого механизма:
- стихийный, который формируется интуитивно, на основе инициативной деятельности многих хозяйствующих субъектов,
- организованный, который формируется на основе логических доказательств, отражающих эмпирические знания многих хозяйствующих субъектов.
Осуществление функций управления производится исполнителями, в роли которых выступают профессионалы управления. Их главный инструмент и одновременно результат деятельности – это верные управленческие решения.
Управление можно определить как совокупность скоординированных мероприятий, ориентированных на достижение установленных целей.
Указанное определение не является единственным возможным, у разных авторов можно найти разные формулировки.
Под управлением понимается такое руководство людьми и использование средств, которое дает возможность выполнить поставленные задачи рациональным, гуманным и экономичным способом.
В человеческом обществе главными признаками управления являются:
- сохранение целостности сообщества людей или его части (государства, организации, коллектива и т.д. – в зависимости от рассматриваемого уровня управления),
- обеспечение устойчивого функционирования и развития сообщества (или той его части, на которую распространяется управление),
- выполнение управления в виде управляющих воздействий и получения реакции на них.
Таким образом, в управление включаются все аспекты общественной жизнедеятельности, общественных отношений – в том числе:
- правовых,
- экономических,
- культурных,
- производственных,
- поведенческих,
- то есть всего, определяющего целесообразность в функционировании и развитии человеческих сообществ. Как базис человеческого развития и общественных отношений рассматриваются производственные (экономические) отношения.
Управление реализуется во взаимодействии двух систем:
- управляемая система – объект управления,
- управляющая система – субъект управления (то, что осуществляет управляющее воздействие).
Исторические тенденции развития управления
Управление как практическая деятельность уходит корнями в далекое прошлое. Уже в первобытнообщинном строе возникла необходимость управлять человеческим обществом, и именно возникновение управления создало предпосылки общественной эволюции. Если говорить о менеджменте, то он зародился позже, когда люди начали осуществлять предпринимательскую (производственную) деятельность в тех или иных формах (прообразах современных организаций).
История управления – это возникновение, развитие и смена систем управления в определенных исторических условиях прошлого, а также совокупность накопленных знаний (включая научные результаты) об этих процессах.
Возникновение управления и его становление на начальных этапах было связано с первыми общественными отношениями, реализуемыми через инстинкты и базирующимися на зарождении властных механизмов, в частности рычагов:
- повиновения,
- понукания,
- исполнения,
- послушания,
- подчинения,
- уважения к старшему и более опытному,
- опасения наказания,
- инстинктивного стремления к коллективизму и т.д.
История управления (как и история экономики) может периодизироваться по разным основаниям:
- хронологически,
- цивилизационно,
- по способам производства,
- по способам распределения продукции,
- по этапам развития отношений в сфере производства,
- формационно,
- по странам,
- технологически.
Исследователи выделяют семь управленческих революций (принципиальных этапов в развитии управления). Они совпадают с историческими вехами смены культур и социальных сословий. Эти исторические периоды могут быть раздроблены на менее длительные интервалы. Наиболее важно это для трех последних этапов, которые характеризуются усилением влияния управления на общественную жизнь и формированием соответствующих концепций:
- религиозно-коммерческий этап (4-5 тысяч лет назад). Возникают особые жрецы – религиозные функционеры, занимающиеся торговыми операциями и коммерческими расчетами,
- светски-административный. Управление выводится из бытового уровня на государственный, вводятся элементы нормотворчества. Появляется светская манера управления, возникают формальные организации,
- производственно-строительный. Выделяется группа людей, профессионально занимающихся управлением в сферах строительства и производства,
- доминирование профессиональных гильдий и сотрудничество в Средние века,
- отделение управления от собственности, капитала и сферы непосредственного производства, зарождение профессионального управления после индустриальной революции. Начало систематического развития теории и практики менеджмента,
- бюрократический. Господство профессиональных менеджеров, господствующих в сфере управления духовным и материальным производством,
- постиндустриальный. Возникают новые модели организации, ориентированные на развитие личности.