Цифровой проект - это совокупность мероприятий, которые в условиях взаимосвязи по ресурсам и исполнителям выполняют ради достижения цели, связанной с разработкой, внедрением и (или) совершенствованием цифровых технологий.
Общая характеристика цифровых проектов в России
Разработка и реализация цифровых проектов - это одно из приоритетных направлений развития государственного управления в современной России. Автоматизация и цифровизация процессов оказания гражданам государственных услуг, как правило, приводят к повышению их качества, что проявляется в увеличении скорости предоставления услуг, в придании им адресного характера (т. е. в учете индивидуальных особенностей), в снижении числа допущенных ошибок, в формировании обратной связи и др.
Однако, как показывает практика, разработка и реализация цифровых государственных проектов сейчас сталкивается в России с рядом трудностей. Прежде всего, они связаны со значительным числом законодательных (административных) барьеров, которые проявляются, прежде всего, в необходимости множества согласований и оформления документов, регламентирующих процессы государственных закупок и бюджетирования.
Но несмотря на это, в России имеет место пример успешной реализации цифрового проекта, исполнители которого сумели выработать свод правил, чье соблюдение облегчает процесс подстройки «гибкой» разработки проекта под жесткие рамки государственного контракта и годового бюджета без потери эффективности. Речь идет про портал «Госуслуги».
«Госуслуги» представляют собой справочно-информационный интернет-портал, который обеспечивает доступ граждан и организаций к сведениям о государственных и муниципальных услугах в Российской Федерации. Этот портал считается одним из самых передовых в мире в своей категории, а количество его пользователей уже превысило 126 млн. человек.
Рекомендации для реализации цифровых проектов в России
Команда портала «Госуслуг», обобщая свой опыт работы над цифровым государственным проектом, сформулировала ряд правил, которые она рекомендует выполнять другим отечественным проектным командам:
- государственный контракт следует оплачивать по этапам;
- задачи подлежат распределению по очередям, а работы - приоритизации;
- релиз итогового продукта проекта должен быть ранним и быстрым;
- в техническом задании нужно сфокусироваться на описании целевой модели и на пользовательских историях, а не детализировать функциональные требования;
- заказчику проекта и исполнителю при решении каждой задачи следует совместно вести командную работу.
В первую очередь, от исполнителей работ по проекту требуется соблюдение принятого календаря государственного контракта. Причем рекомендуется заключать контракт сроком на один год. Если заключать контракты на более короткий срок, то это приведет к сильному увеличению накладных расходов сразу для обеих сторон (т. е. и для исполнителя, и для заказчика).
Оплату контракта стоит разбивать на части. Такой подход позволит избежать позиции, связанной с направленностью на освоение бюджета, а не на получение хорошего продукта. Т. е. рекомендуется сделанное по ходу исполнения контракта оплачивать сразу - в этом случае в конце останется выплатить сумму за последний этап.
Внутри государственного контракта важно соблюдать поэтапный характер работ. Все задачи, которые имеются в проекте, стоит разбить на отдельные потоки (группы). Затем для каждого потока указываются конкретный период времени, в течение которого должны быть пройдены все стадии. Благодаря этому в государственном контракте будут расставлены приоритеты между работами, что позволит сосредоточить усилия сперва на получении результата, связанного с указанными задачами, а к решению других задач перейти в следующую очередь.
Также в государственный контракт необходимо включить положение о добавлении еще одного этапа в работе над проектом, который заключается в опытной эксплуатации продукта. Это нововведение позволит сохранить у всех участников проекта (в первую очередь, у службы эксплуатации) заинтересованность в как можно более раннем релизе (выпуске) продукта. Следовательно, будут устранены и материальные, и психологические барьеры для более быстрой работы над проектом.
Еще одно правило, которое было выведено командой портала «Госуслуги», состоит в грамотной формулировке технического задания. Это означает, что перед началом работ по проекту нужно написать такое техническое задание, которое, с одной стороны, не углубляется в том, как именно будет выполнение функциональное требование к продукту проекта, но с другой стороны, четко фиксирует целевую модель продукта, которая раскрывает, что конечный пользователь получит нового, и описывает сценарии эксплуатации конечными пользователями продукта проекта.
Если поступить именно так, это предотвратит расплывчатые формулировки технического задания. А они, в свою очередь, ближе к завершению работ над проектом довольно часто приводят к возникновению конфликта между сторонами, каждая из которых начинает толковать эту расплывчатость в свою пользу.
Последняя рекомендация касается необходимости обеспечения совместного движения команды заказчика и исполнителя. В этом случае работа над проектом в целом облегчается, поскольку проще достигаются договоренности о принципах итеративной разработки требований. Желательно всех участников проекта погрузить в один информационный контекст. Тогда произойдет значительный рост вероятности полного удовлетворения требований заказчика и конечных пользователей.
Таким образом, соблюдение перечисленных правил позволит отечественным участникам цифрового проекта грамотно составить и успешно выполнить государственный контракт, который не будет обременять дополнительными ограничениями и требованиями. В результате будет оперативно получен желаемый качественный результат при минимальных издержках.