Понятие, состав и роль функций менеджмента
Содержание процесса управления можно рассматривать посредством его функций, под которыми понимается система общих задач менеджмента.
Функция управления (менеджмента) - обособленное, относительно однородное направление в сфере осуществления управленческой деятельности, которое составляет процесс менеджмента.
Функции менеджмента разделяются по двум направлениям:
- основные функции, осуществляемые в соответствии с содержанием процесса управления;
- специфические (конкретные) функции, которые осуществляются в соответствии с направлением воздействия в сторону объектов управления.
В управлении различают пять основных функций менеджмента:
- Планирование, которое представляет собой прогноз и подготовку к будущему.
- Организация, в процессе которой происходит обеспечение предприятия всем необходимым для эффективного функционирования (оборудованием, материалами, финансирование, персоналом).
- Мотивация, заключающаяся в средствах выполнения организационной работы.
- Координация в качестве гармонизации деятельности для достижения поставленных целей.
- Контроль в виде проверки и надзора за всем происходящим на предприятии.
Цели и задачи функций управления
Процесс управления в соответствии с выполняемыми функциями берет свое начало с постановки системы целей и задач деятельности компании на соответствующий промежуток времени.
В процессе планирования определяется система целей функционирования и развития предприятия, а также пути и средства их достижения.
С помощью планирования решения принимаются своевременно, что дает возможность избежать поспешности в их реализации, установить четкие связи и способы их реализации, а также производить контроль ситуации.
Целью организации как функции является создание структуры компании, дающей возможность коллективу эффективно работать совместно для достижения ее целей.
В процессе осуществления функции организация, происходит решение следующих задач:
- Разделение компании на подразделения в соответствии с целями и стратегиями.
- Делегирование полномочий.
Важной задачей при обеспечении эффективной организации является организация потоков информации, которая должна быть достаточной, но не излишней.
Мотивация имеет своей задачей побудить себя и других к деятельности с целью достижения личных результатов или планов предприятия.
Координация действий работников может происходить при подготовке документов (плана, приказа, отчёта, предложения, которые направляются в другие организации, ответы на распоряжения и запросы властей).
В процессе координации решаются задачи по формулированию и донесению до всех сотрудников целей предприятия, а также до каждого его подразделения в связи с общими целями.
При осуществлении контроля происходит обеспечение достижения целей предприятии. Контроль нужен, что бы обнаружить или разрешить возникающие проблемы своевременно, пока они не станут чрезвычайно серьезными, ее можно использовать в качестве стимулирования успешной деятельности.
В процессе контроля происходит постановка стандартов, изменение фактических и достигнутых результатов и проведение корректировки в тех случаях, если достигнутый результат значительно отличается от установленного стандарта.
Важной целью контроля, которую следует учитывать первостепенно, является то, что он должен быть всеобъемлющим.
Все менеджеры, независимо от уровня управления, должны производить контроль в качестве неотъемлемой части своих должностных обязанностей, даже если на это не было дано особого поручения.
Основными видами контроля являются предварительный, текущий и заключительный.