Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Типы организаций по взаимодействию с человеком

В данной статье будут рассмотрены два типа организации по взаимодействию с человеком: индивидуалистская организация и корпорация.

Основной отличительной чертой между данными типами является разница в принятие важных организационных решений. Также они отличаются и по отношению к человеку и его месту в организации.

Оба типа будут рассмотрены подробнее ниже, а также в конце статьи вы сможете найти общую таблицу основных характеристик каждого типа.

Что такое корпорация?

Отличительная система связи между людьми в процессе ведения ими совместной деятельности называется корпоративной организацией или корпорацией. Здесь важно не путать понять корпорации с юридическим термином корпорации как формы акционерного объединения.

Определение

С точки зрения социологии, корпорации – это замкнутые объединения людей с ограниченным доступом, высоким уровнем централизации и авторитарным стилем управления.

Как правило, корпорации противопоставляют себя другим общественным объединениям на основе узких корпоративных интересов.

История появления корпораций

Корпорации создавались еще охотничьими группами в древние время для формирования парной семьи. Таким образом, в те времена корпорацией были семья, род, которые отвечали за формирование межличностных отношений.

Также корпоративные объединения наблюдались и были чуть ли неотъемлемой частью античного азиатского общества. В ту эпоху люди не представляли своего существования без в разной степени замкнутых обществ, сформированных по различным признака: кастовым, профессиональным и т.п.

Корпорациям для средневековой Европы были купеческие и ремесленные гильдии. Позже они развились в монополии, профессиональные организации и партии.

Основной формой существования корпораций в России, в силу ее специфики, были различные государственные министерства, ведомства, монополии и общественные союзы, академии, институты и пр.

Организация корпорации

Основы создания корпорации отображены на рисунке 1.

Основное направление деятельности корпорации – это возможность для существования и создания той или иной социальной группы, профессии, касты и т.п.

Корпорация строится и функционирует на основании объединения ресурсов, в первую очередь человеческих. Но объедение людей происходит через их разделение по классовым и расовым признакам.

При создании корпорации важным орудием борьбы за существование является наличие монополии не только на трудовую деятельность, но и информацию. Монополия позволяет стандартизировать деятельность корпорации и не допускать внутренней конкуренции, которая может оказаться губительной. В корпорации поддерживают слабых участников и ограничивают сильных, что приводит к тенденции уравнивания.

Основы создания корпорации

Рисунок 1 – Основы создания корпорации

Для того, чтобы обеспечить существование монополии, необходимо создать иерархические властные структуры. Такая организация позволяет контролировать деятельность и интересы всех участников монополии. Такая система управления строится на принципе «разделяй и властвуй» и является основным источником контроля.

Как ни странно, еще одни важным условием существования монополии является поддержание дефицита ресурсов, а также его обострение по мере необходимости. Дефицит, в данном случае, является еще одним источником власти, так как распределением ресурсов занимается управляющий орган.

Центром внимания корпорации является группа людей и вся организация. Выделение одного индивида приводит к подавлению остальных.

При такой организации цели корпорации преобладают над целями индивидов. Не смотря на наличие собственных целей и стремлений, участники корпорации готовы жертвовать ими ради всеобщего блага. Такая философия порождает ложную солидарность, квазипатриотизм и пр. Снаружи же организация выглядит единым и крепким целым. Складывается впечатление что она всесильна, однако на практике оказывается совсем наоборот.

Корпорация несет ответственность за своих членов, что значительно высвобождает ее действия. При такой организации человек всегда зависит от корпорации и лишен самостоятельности. В корпорации действует принцип: корпорация всегда права и ее интересы превыше всего.

Такое положение дел создает двойную мораль: мораль корпоративная и мораль индивидуалистская. Так как всяческая индивидуальность подавляется, индивидуалистская мораль проявляется в извращенной форме и не редко игнорирует правила законного поведения. Например, появляются взяточничества и коррупция.

Корпоративная же мораль работает только, когда в ней есть заинтересованные лица. Практически все берут взятки, но если кого-то обвинили, то все выступят против него.

Такие структуры поражают безответственность, так как приветствуют слепое послушание и исполнительность.

Индивидуалистская организация

Как противоположность корпоративной организации может быть создана индивидуалистская. Это свободное объединение людей, а также открытое и добровольное. Если рассматривать ее структуру, то это совокупность полуавтономных образований.

В индивидуалистской организации нет монополии, зато есть конкуренция и кооперация. Это приводит к созданию децентрализованных структур с «центрами прибыли».

Основной для органов управления является стремление наиболее эффективно связать интересы всех членов организации. В организации создаются условия свободного поиска возможностей реализации, а наличии развитой системы коммуникации позволяет только расширить эти возможности.

Здесь центром интереса организации является личность индивида. Все строится вокруг нее. Например, не человек ищется под работу, а работа под человека.

Эффективность, с точки зрения индивидуалистской организации – это степень удовлетворённости потребностей каждого индивида. Именно поэтому цели организации не отличаются от целей ее членов. Это оказывает положительное воздействие на ее конкурентоспособность.

Такие условия позволяет человеку развиваться, проявлять инициативу в работе. Растет уровень ответственности членов организации, так как каждый отвечает сам за себя.

При принятии решений используется права вето, то есть если хоть один член организации не согласен с принимаемым решением, то принять его нельзя. Такая философия требует определенного уровня культуры и направляет руководство к изучению умения убеждения, и что более важно учит его прислушиваться к другим мнениям. Что ведет к росту профессионализма управляющих.

Модель поведения всех членов организации строится на здравом смысле и общей морали, а так же на том, что каждый сам отвечает за свои поступки и его интересы и успехи, могут быть успехами организации. При такой организации появляется уважение к себе и другим членам, растет уровень лояльности и уверенность в себе.

От того, какого типа организации распространены в экономике — корпоративные или индивидуалистские, зависит во многом степень ее развитости и возможности гибко и быстро изменяться в соответствии с требованиями времени. Для организации в условиях современного развитого рыночного хозяйства также важно то, насколько в ней представлены элементы индивидуалистской структуры и культуры. В конечном счете это определяет конкурентоспособность организации в условиях информационного общества.

Общая таблица основных характеристик

В данном разделе представлена обобщаю таблица, которая содержит в себе все основные положения каждого типа организации и наглядно демонстрирует их различия.

Таблица 1 – Основные характеристики корпоративной и индивидуалистской организаций

Основы создания корпорации

Дата написания статьи: 29.01.2016
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot