Понятие технологии в менеджменте
Технология является одним из элементов внутренней среды организации, т.е., элементом, который хорошо поддается контролю. Без технологии невозможно производство продукта. Значение понятия технология обычно шире, чем производственный процесс, связанный с машинами, техникой, компьютерами. Социолог Ч.Перроу, который изучал воздействие технологии на организацию и общество в целом, определяет это понятие так:
Технология – средство трансформации сырья (человеческие ресурсы, физические материалы, информация) в продукт или услугу.
Л.Девис, который занимался стратегическим проектированием расширяет понятие, включая в процесс трансформации такие элементы, как: квалификация персонала, наличие оборудования, инфраструктуры, инструментов и методов работы, технические знания о процессе работы – все это части технологического процесса.
Во время стратегического планирования основная стратегия организации разделяется на цели, которые в свою очередь делятся на задачи – конкретные оперативные действия. Исполнение задачи происходит с применением технологии как метода трансформации материалов на входе в продукт или услугу на выходе. Схематично эти ступени можно представить так:
Если смотреть на процесс трансформации с точки зрения технологии, а не организационной структуры, то организация – это то место, где осуществляется технологический процесс. Использование технологии тесно связано с человеческими ресурсами и социально-психологическим аспектом работы организации, потому что без верного понимания процесса, определенных нравственных установок у сотрудников реализовать переход от ресурсов к результату будет невозможно.
Технология как процесс преобразования может иметь несколько аспектов, поэтому принято выделять разные типы технологий:
- технические;
- управленческие;
- маркетинговые;
- информационные;
- социально-психологические.
Этапы развития технологии в менеджменте
Влияние технологии на управленческий процесс прошло три значимых этапа: промышленную революцию, стандартизацию и механизацию процесса, начало использования конвейеров.
- Промышленная революция. Произошла перестройка мышления, переход от ручного труда к машинному производству позволил наладить массовый производственный процесс. Масштабы прибыли росли, объемы производства тоже. Начали появляться первые крупные компании.
- Стандартизация и механизация. Понятие стандарта в производстве связано с Эли Уитни, который первым начал применять одинаковые части при производстве армейских мушкетов. Одинаковые детали позволили сократить время производства, стоимость ремонта, стоимость закупочных материалов. Такой подход вскоре распространился и на другие отрасли, не только на военную промышленность. Стандарты дали возможность для появления малоквалифицированных работников, которым было достаточно выполнять определенные схематичные действия для достижения результата. Появилась специализация труда. Именно она дала основу для массового производства продуктов и услуг в современном обществе. Почти все продукты в наше время проходят процедуру стандартизации.
- Конвейер. Первые конвейеры появились на заводах Генри Форда в 1913 г. и использовались при сборке автомобилей. Это позволило существенно снизить стоимость автомобилей и сделать их общедоступными. В наше время конвейеры применяются во многих производствах, даже при очень технически сложных процессах. Специализация работников стала еще уже, автоматизация процесса максимизирована. Конвейеры сильно поменяли спектр служебных обязанностей и список задач, которые выполняет персонал. Изменения затронули так же саму суть рабочего процесса, должностные обязанности, систему управления организации (появились новые иерархические звенья). Эффективность существенно возросла.
Классификация технологий
Британская исследовательница менеджмента качества, Д.Вудворд, предложила следующую классификацию по типам используемых технологий (касательно только технических процессов в организации):
- Мелкосерийное, индивидуальное производство. Изготавливается малая, ограниченная серия продуктов, или один экземпляр на заказ.
- Крупносерийное, массовое производство. Изготавливается большая партия одинаковых или очень похожих продуктов. Применяются механические процессы, стандартные детали, конвейер. Так производят большое количество потребительских товаров.
- Непрерывное производство. Продукт производится постоянно, в больших объемах. В наше время это возможно при помощи полностью автоматического производственного процесса с минимальным участием человека.
Другая классификация технологий была предложена Д.Томпсоном, социологом, она касается других категорий технологии в организации (информационных, маркетинговых, социально-психологических и т.д.):
- Многозвенные. Здесь присутствует серия зависящих друг от друга задач, которые нужно выполнить последовательно.
- Посреднические. Здесь есть цепь, состоящая из групп людей, которые уже взаимозависимы или могут ими стать (например, в банковской сфере: клиент – служащий банка; в мобильной связи: оператор – абонент, и т.д.).
- Интенсивные. Здесь применяются особые приемы, специальные услуги или навыки, чтобы осуществить изменения в исходном материале (например, лечение больных в больницах).
Две данные классификации не противоречат друг другу и их элементы могут сочетаться в одной организации.
Каждый из типов технологий может применяться в организации, все зависит от потребностей стратегических проектов в настоящий момент и исходных ресурсов, которыми организация обладает.