Понятие распределения прав
Распределение прав или полномочий происходит в зависимости от позиции отдела в иерархии организации, происходит в результате департаментизации, неотъемлемо от нее. Распределение прав связывает высшее руководство с нижестоящими отделами, обеспечивает координацию работы. Вместе с правами распределяется и ответственность, т.е., обязательство выполнить задачу и ответить за результат выполнения. Нанимаясь на работу, человек принимает на себя ответственность выполнять обязанности за вознаграждение. Права могут распределяться делегированием полномочий, одну ответственность делегировать нельзя. Делегирование – это передача полномочий и задач работнику или отделу, который берет на себя обязательство по исполнению. Полномочия – право использовать все виды ресурсов организации для исполнения поставленной задачи. Они передаются не конкретному лицу, а должности или отделу. Типы полномочий менеджеров бывают следующими:
- Рекомендательные. Рекомендации к принятию решений для линейных руководителей;
- Согласования. Если решение не на оперативном уровне (текущем), а тактическое (т.е., более масштабное и затратное), в принятие решений входит согласование его с вышестоящими менеджерами. Если высшее руководство против, решение не исполняется;
- Параллельные полномочия. Дают возможность отклонить решение линейного руководителя. Помогают лучше контролировать процесс принятия решений и избежать ошибок. Многие финансовые решения требуют согласования двух или более менеджеров с параллельными полномочиями;
- Функциональные полномочия. Осуществляются в рамках компетенции менеджера, не выходя из области работы отдела (маркетинговые, бухгалтерские и т.д.);
- Линейные полномочия. Существуют в крупных организациях, где внутри администрации образуется несколько ступеней иерархии.
Системы распределения прав и ответственности
Елочка:
Исторически появилась в Западной Европе и основывалась на отношениях между земельными собственниками, а так же на структуре отношений внутри семьи между старшими и младшими членами. Эта система заключает в себе принцип единства подчинения, т.е. у работника есть только один начальник, от которого он получает распоряжение на выполнение работы. Нельзя выполнить два разных задания от двух разных начальников одновременно. При такой системе права и ответственность вышестоящего менеджера покрывают только строго определенную часть прав и ответственности нижестоящего, таким образом у последнего все равно остается своя зона «чистой» ответственности.
При такой системе уровень бюрократии в организации достаточно высокий, при этом права и ответственность строго регламентируются для каждого уровня иерархии. Ответственных за неудачные результаты работы найти можно быстро и легко.
Схематично система представляется так:
Цифрами на схеме обозначены уровни иерархии: 1 – низший уровень; 4 – высшее руководство организации.
Матрешка:
Исторически сложилась в Азии, тоже на основе земельных отношений, а также отношений в азиатских семьях. Это система двойного (или множественного, в зависимости от размера организации) распределения прав и ответственности.
В этой системе права и ответственность высшего руководства поглощают полностью права и ответственность нижестоящих. Таким образом они распределяются между всеми уровнями организации. Гораздо труднее и дольше становится искать виновных в неудачных решениях, браке продукции и т.д. Ответственность может понести руководитель любой ступени в иерархии, и определяет ее не регламент организации, а личное мнение вышестоящего руководства. «Матрешка» специально допускает существование нескольких менеджеров с одинаковыми полномочиями. Окончательные решения при этой системе принимаются на самых высоких ступенях иерархии, что позволяет контролировать почти все процессы в организации.
Схематично «Матрешка» выглядит так:
Как и на предыдущей схеме, цифрами обозначаются уровни иерархии в организации: 1 – самый низший, 4 – самый высший уровень.
Эффективность распределения полномочий зависит от специфики деятельности организации, состояния ее внешней и внутренней среды.