Существуя в рамках экономической системы, совершая действия на рынке, люди вступают в различные типы отношений между собой. Отношения могут быть непосредственными (т.е., между двумя или более физическими лицами в момент общения) и опосредованно (т.е., с привлечением групп, объединений физических лиц в качестве представителей). Группа посредников действует как единое лицо с общими для всех участников задачами, целями, интересами. Группы могут образовывать более крупные объединения.
Объединения могут быть формализованными и неформализованными. Неформализованное объединение не требует документального оформления, вход и выход в него проходит в легкой форме. Формализация подразумевает документально закрепленное объединение людей со своими правами и обязанностями. Формализованное объединение носит статус юридического лица (или иной разрешенный законом: филиал, представительство).
По статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическим лицом считается «организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего лица приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».
Признаки юридических лиц:
Юридические лица подразделяются по следующим признакам:
Общая схема классификации юридических лиц выглядит так:
По правовому режиму имущества юридические лица делятся на:
Существует два класса юридических лиц, которые делятся по виду деятельности. Это коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческая организация занимается коммерческой деятельностью, участник рынка. Основная цель – получение и максимизация прибыли. После получения прибыль распределяется между участниками организации.
Некоммерческая организация занимается некоммерческой деятельностью. Одна из основных целей такой организации не связана с получением прибыли, а если прибыль есть – она не распределяется между участниками организации.
Оба типа организаций могут иметь прибыль, но некоммерческие организации используют ее для уставных целей.