Функции управления
Предприятие является довольно непростой системой управления. Функции управления представляют собой определенный вид какой либо управленческой деятельности, которая появилась в ходе разделения управленческого труда.
Каждая функция управления создается в совокупности управленческих задач. Исполнение задач и функций заключается в том, что функции является повторяющимся видом деятельности организации, а ее задачи представляют собой деятельность, которая направлена на получение необходимых результатов в определенное время.
Каждой функции свойственно назначение, повторяемость, однотипность содержания, особенности необходимого для ее исполнения персонала. Функции управления имеют объективный характер. Это связано с нужностью самого процесса управления при условии совместного труда людей.
На сегодняшний день существует большое число различных квалификаций функций управления. Соединяя вместе существующие функции, необходимо помнить о том, что:
- В ходе выполнения какой либо функции обязательно происходит выполнение других;
- Если не исполнять какую либо функцию, может нарушиться процесс управления.
Наиболее простым является разделение функций управления на две основные группы:
- Общие;
- Специальные.
К общим функциям управления относятся:
- Организационная функция. Она включает в себя исполнение программ и планов. Это происходит при помощи создания становления ее структуры, а также распределения работы среди подразделений и сотрудников организации.
- Мотивационная функция. Ее суть состоит в определении потребностей людей, а также в выборе наиболее оптимального способа их удовлетворения. Это необходимо для того, чтобы получить наибольшую заинтересованность работников в ходе достижения целей, которые стоят перед организацией.
- Контрольная функция. Она призвана заранее выявлять возможные опасности, а также находить ошибки, которые отклоняются от принятых стандартов.
- Специальные функции занимают особенное место в системе управления. Это функции по управлению какими-либо объектами.
Традиционно в организации выделяют следующие компоненты управления:
- В первую очередь - производство;
- Далее идет материально-техническое снабжение;
- Затем - инновации, кадры и финансы.
Методы управления
В социальных и экономических системах управления используются присущие только им методы управления. Методы управления представляют собой определенные способы исполнения функций управления, либо способы влияния субъекта на объект управления.
Традиционно методы управления принято разделять на три большие группы:
- Административные и правовые методы;
- Экономические методы;
- Социальные и психологические методы.
В основе административных и правовых методов управления лежат отношениях властности. Сюда входит законодательные и другого уровня подзаконные акты, нормы и нормативы, которые официально действуют в пределах всего пространства управления. Типичными проявлениями данными методами управления являются приказы, распоряжения, нормы, правила и указания.
В основе экономических методов управления лежат возможности применения экономических отношений элементов социально-экономической системы для ее более эффективного становления и формирования.
Социальные, а также психологические методы управления берут в свое внимание социальные и соответственно психологические роли людей, которые определяют их занимаемое положение в структуре и деятельности управления.