Что такое «работа»?
Возможность получить результат у работника, группы работников или у всей компании зависит от многих факторов. Основной фактор – это выполнение работниками компании работы.
Но что такое «работа»? Стоит отметить, что в данном случае понятие работы отличается от понятия функции.
В то время как функция или задача определяют содержательную сторону любой деятельности, выполняемой организацией и ее членами, и отвечает на вопрос: что следует делать, понятие «работа» включает в себя и организационную сторону ведения деятельности и отвечает на вопросы: как делать и кому следует делать.
Концепция проектирования работ
Описание процесса работы принято называть проектированием и от него во многом зависит успех этого процесса. Проектирование работы делят на два вида: формальное – постановка задач, определение целевых показателей и расчет ожидаемых отклонений и не формальное – межличностные отношения работников, взаимосвязи поставленных задач, требования к квалификации. Проектирование работ – это своего рода дизайн работы.
Работа возникает в момент, когда организация испытывает потребность в решении задач. С этого момента работа начинает создаваться, проектироваться. В процессе решения задачи дизайн работы может изменяться. Это явление называется перепроектированием работы.
Перепроектирование работы наступает, когда руководство предприятия принимает решение пересмотреть способы решения поставленных задач.
Представленная на рис. 1 модель представляет собой результат исследований по проблеме перепроектирования за последние 20 лет.
Концепция и анализ проектирования работ">
Рисунок 1 – Факторы, влияющие на проектирование работ
Модель включает различные термины и концепции, используемые в настоящее время. Объединенные вместе эти концепции описывают важные характеристики работы и ее влияние на эффективность организации.
Модель отображает сложности и факторы, влияющие на процесс проектирования работы. Модель учитывает и тот факт, что люди по-разному воспринимают на одну и ту же работу: одни получают удовлетворение от работы, а другие — нет.
Дополнительно модель указывает на наличие трудности выбора между организационными и индивидуальными потребностями. Для примера рассмотрим конвейерное производство, которое является технически оптимальным, однако далеко не всегда вызывает у работника удовлетворение работой.
Анализ работы
Анализ работы проводится с целью объективного описания работы, ее содержания, требований, предъявляемых к ней, ее окружения. Для этого разработано много методов.
Что такое содержание работы? Это то, какие действия совершаются в процессе решения задачи. Описание содержания может быть как широким, так и узким и зависит от выбранного метода анализа. Узкое содержание говорит о том, что надо сделать, широкое включает в себя описание всех операций. Данный подход к отношению содержания работы называется функциональным анализом работы. Такой подход описывает:
- что работник делает по отношению к другим работникам и другим работам;
- какие методы и операции следует использовать;
- какие машины и оборудование используются при выполнении данной работы;
- какой продукт/услуга производится в процессе выполнения работы.
Все пункты содержат описание работы, кроме последнего, он содержит результат. Функциональный анализ работы основывается на ее описании по каждой из четырех позиций. Данный метод широко используется на практике для подготовки штатных расписаний.
Что же отражают требования к работе?
Требования – это необходимые для выполнения работы качества, навыки и способности работника, а также опыт, образование и личные качества.
В данном случае, применяется должностной аналитический вопросник, чтобы составить список всех подходящих требований. Такой метод основывается на анализе параметров работы, которые после сопоставляются с качествами работника.
Ниже представлены некоторые оцениваемые параметры работы:
- информационные источники, необходимые для выполнения работы;
- обрабатываемая информация и принимаемые решения, необходимые для выполнения работы;
- физические действия и умения, требуемые для выполнения работы;
- межличностные отношения, желательные для работы;
- реакция работника на условия работы.
Контекст работы – это внешние факторы физического, социального и другого воздействия, которые описывают условия выполнения работы, права и обязанности исполнителей.
Для того чтобы найти ответы на вопросы: что значит конкретная работа для организации, какие условия необходимы для ее выполнения, необходимо использовать методы, позволяющие проанализировать среду, в которой осуществляется работа.
Места, где работа может быть выполнена, различны, однако в основном выделяют два типа мест:
- Завод.
- Офис.
Анализ работы берет свое историческое начало на фабриках и заводах. Промышленная и индустриальная революции способствовали росту предприятий, где работники выполняли большое количество различных и специализированных действий. Пробные попытки анализа работ были вызваны идеей объективного анализа фактов и данных, которые собирались на месте работы для поиска возможностей наилучшего дизайна работы. Основоположником теории научногоуправления и методов анализа и улучшения работы, некоторые из которых применяются до сих пор, стал Ф. Тейлор.
Изначально концепция научного управления применялась на производственных предприятиях, однако рост индустриально развитых стран позволил применять эту концепцию и в офисах. Когда автоматизация и роботизация перестали вызывать сильный интерес специалистов, интерес к управлению организацией только начинал расти. Современное рабочее место в офисе мало чем напоминает фабричные рабочие места, а бумажный документооборот постепенно заменяется электронным, что позволило расширить горизонты для работы человека. Дополнительно, современные информационные системы позволяют одному работнику выполнять целый блок задач, на которые раньше бы пришлось назначать нескольких работников.
На сегодняшний день, ученые сходятся во мнении, что при анализе офисной работы, основным объектом исследования должен быть человеческий фактор. Здесь не следует пренебрегать такими фактами, как то, что долгая работа за компьютером вызывает дискомфорт (головную боль, резь в глазах, боли в спине и шее).
Основным источником этой проблемы можно назвать организацию рабочего пространства и места работника. Именно оно является проводником между человеком и информационными технологиями. В роли причины выступает тот факт, что часто при анализе работы исследуют только техническую сторону рабочего процесса, чтобы не сталкиваться со сложной природой человеческих потребностей и желаний.