Сущность инновационного менеджмента
Инновационный менеджмент – это процесс перевоплощения новой идеи, концепции продукта или технологии в коммерческий проект, чтобы извлечь максимальную прибыль и оптимизировать риски общей стратегии бизнес-системы.
Известно несколько определений понятия инновация. Наиболее популярными являются следующие.
- конечный результат творческой деятельности, воплощенный в новой или усовершенствованной продукции, или технологии, способной удовлетворять некоторые потребности. Иными словами, инновация является результатом реализации новых идей и знаний, чтобы использовать их в практической деятельности для удовлетворения определенного количества потребительских запросов;
- итоговый результат создания и освоения новых или модифицированных средств, удовлетворяющих конкурентным общественным потребностям, дающим ряд эффектов;
- новая или улучшенная продукция, способ ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в области организации или экономики производства или реализации продукции;
- изменение производственных фактов, которое мотивировано предпринимательством, чтобы внедрить и использовать новые виды товаров, способы и методы производства, источники сырья, освоение новых рынков и пр.;
- особый инструмент предпринимательства, средство, посредством которого оно может использовать изменения в качестве возможности осуществления нового типа бизнеса или услуг.
Выделяют несколько задач инновационного менеджмента:
Планировать инновационную деятельность организации:
- формулировать миссию – ориентация деятельности организации на инновации;
- определять стратегические направления инновационной деятельности и ставить цели в каждом из них;
- выбирать оптимальную для каждого направления инновационную стратегию развития;
Организовывать инновационную деятельность;
Мотивировать участников инновационной деятельности;
Систематически оценивать результаты инновационной деятельности;
Рационально использовать все новое.
Характеристика креативного менеджмента
Креативный менеджмент – это процесс эффективного управления структурами, процессами и ресурсами с целью достижения заданной цели с использованием нестандартных, то есть творческих, подходов.
Креативный дословно переводится, как творческий или созидательный. При этом творчество рассматривается в качестве поиска неординарных, нестандартных подходов, раскрепощение интеллектуальной фантазии, стремление видеть грани будущего, желание и возможность реализации своей индивидуальности.
Обычно же под креативностью понимают универсальную творческую способности, уровень творческой одаренности, который и составляет достаточно устойчивые личностные характеристики, а также является естественным процессом, порождаемым сильной потребностью человека снять напряжение, возникшее из-за ситуации неопределенности или неуравновешенности.
Творчество в креативном менеджменте выступает не только в качестве объекта управления, но и в качестве средства повысить эффективность, источников инноваций, стилем управления, потенциалом развития, человеческим фактором.
Понятие креативного менеджмента тесно связано с понятием инновационного менеджмента, но не может быть им исчерпано.
Связь инновации и креативности в упрощенном понимании отмечается в следующем определении:
Инновации – это заимствование, адаптация или практическое использование креативных элементов, то есть продуктов с добавленной стоимостью, третьими лицами. Вместе с тем, инновация, то есть введения в экономику ряда новшеств, может обладать креативной составляющей, включать некоторые элементы творчества.
Необходимость использования креативного менеджмента возникает, когда стандартные принципы и способы управления не приносят никакого результата:
- при наличии проблемы и противоречивых требований к управлению;
- при неполной определенности и изменчивости среды, в которой осуществляется управление;
- при недостаточности управляющих механизмов компенсирования возмущений, то есть если не выполнен принцип разнообразия;
- при активном противодействии конкурентов и в целом внешней среды, а также ряд других обстоятельств, не позволяющих обеспечить эффективность управления известными инструментами.
Механизм креативного менеджмента – это совокупность всех средств влияния, которые используются при достижении творческого подхода к деятельности, развитии индивидуальных способностей и на основании этого повышение эффективности работы предприятия. Если главная его черта – нетипичность и нестандартность, то это не может не проявиться при оценивании ситуации, определении проблем, а также в управленческих решениях и целеполагании.
Креативный менеджмент ставит перед собой следующие цели:
- оценить творческий потенциал личности, то есть специалиста, который может быть привлечен к решению творческих задач, на основании ряда факторов малого предпринимательства;
- создать творческую атмосферу в коллективе, проработавшем долгое время и имеющим ряд своих традиций, неформальных лидеров, оправдавших себе распределение ролевых функций;
- формировать экспертные группы, призванные оценить то или иное предварительно разработанное предложение, в частности, касающееся инновационной политики, ориентированной на улучшение положения дел и предупреждение кризисных ситуаций, в которые может попасть предприятие;
- образовывать временные творческие коллективы из лиц, способных эффективно участвовать групповом творческом процессе;
- оценивать доминирующие мотивационные установки, породившие их причины и возможные пути решения в ближайшей и долгосрочной перспективе задач, которые требуют использования творческих способностей специалиста;
- определять эвристические методы, операции и приемы, которые должны быть освоены доя качественного и оперативного решения творческих задач специалистами, вошедшими во временный творческий коллектив.