Особенности рыночной экономики
Менеджмент в системе рыночной экономики – это адаптация управления (в целом характерного для любой общественно-экономической формации и любого типа экономической системы) для систем, базирующихся на рыночной экономике.
Рыночная экономика отличается от других типов экономических систем рядом особенностей.
Рыночная экономика – это экономическая система, базирующаяся на частной собственности, свободе конкуренции и выбора, личных интересах с ограничением роли правительства.
Таким образом, в первую очередь рыночная экономика предполагает свободу потребителя, выражающуюся в свободе потребительского выбора на рынках товаров и услуг. Свобода предпринимательства состоит в том, что у каждого члена общества есть возможность самостоятельно распределять свои ресурсы исходя из личных интересов, а при желании – самостоятельно организовать производственный процесс. Человек сам решает, что, как и для кого он будет производить, где, как и по каким ценам продавать изготовленную продукцию (оказывать услуги), на что и каким образом тратить полученную от этого выручку. Свобода выбора закладывает основу конкуренции. Фундаментальное для рыночной экономики понятие – частная собственность. Она гарантирует соблюдение заключенных договоров и отсутствие вмешательства третьих лиц. Экономическая свобода является составной частью свобод гражданского общества.
Характерные черты экономики рыночного типа:
- частная собственность в разных формах, что дает хозяйствующим субъектам независимость и экономическую самостоятельность. Имея средства производства в собственности, субъект хозяйствования сам может распоряжаться их использованием,
- свобода предпринимательства. Производитель обладает свободой выбора форм и видов деятельности, а потребитель – возможностью приобрести любой из представленных на рынке товаров. По сути, рыночная экономика строится на суверенитете потребителя – он определяет, какие товары и услуги должны производиться,
- ценообразование опирается на механизм взаимодействия спроса и предложения. Рынок в этом отношении является саморегулирующимся, обеспечивающим рационально эффективный подход к производству. В рыночной системе нет специализированного органа для установки цен, их определяет взаимодействие спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, цены растут, а если предложение превышает спрос – снижаются,
- конкуренция, порождаемая свободой выбора и свободой предпринимательства. У потребителя есть возможность выбрать, товар какого производителя он хочет приобрести. Производитель, заинтересованный в том, чтобы была выбрана именно его продукция, прилагает усилия к тому, что подтолкнуть покупателя к своим товарам – улучшая их качество или снижая цены. Тем самым конкуренция выступает двигателем прогресса,
- ограничение роли государства. Хотя роль государства даже в рыночной экономике не нулевая (у рынка есть провалы, которые должны компенсироваться вмешательством государства), она весьма ограничена. Преимущественно государство следит за экономической ответственностью участников рыночных отношений, принуждая соблюдать взятые на себя обязательства.
Понятие менеджмента в рыночной экономике
Управление возникло с началом разделения труда в человеческом обществе, на этапе первобытнообщинного строя. Менеджмент – более позднее изобретение, характерное сугубо для рыночной экономики. Сам термин «менеджмент» имеет англоязычное происхождение и дословно может быть переведен как «управление» или «руководство», однако ставить знак равенства между этими терминами было бы некорректно.
В русскоязычной литературе менеджмент может рассматриваться с трех позиций;
- как наука об управлении,
- как процесс осуществления руководства (практическая деятельность),
- как категория людей, занимающихся управленческой деятельностью (например, топ-менеджмент, менеджмент среднего звена).
Возникновение менеджмента связано с началом капиталистического производства. Когда капитал стал основным фактором создания и развития производства, а рынок рабочей силы получил развитие (в отличие от системы закрепления крестьян за собственником или рабов за хозяином), появилась возможность выбора сферы, в которой будет приложен этот капитал, его диверсификации, варьирования объемов и ассортимента выпускаемой продукции в зависимости от ситуации спроса и предложения. Это привело к зарождению качественно иных подходов к управлению производством (как коллективами людей, так и технологиями). Перед собственником капитала (лично или через наемных управляющих) возникла задача прогнозирования поведения рынка на перспективу (ближайшую и отдаленную), оценки качественного и количественного состава рынков ресурсов – материально-производственных и трудовых.
В условиях рыночной экономики менеджмент означает:
- ориентацию фирмы на потребности и спрос рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства пользующихся спросом и потенциально прибыльных видов продукции,
- постоянное стремление к увеличению эффективности производства, к повышению результативности с минимизацией затрат;
- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;
- регулярную корректировку целей и программ в зависимости от рыночной ситуации;
- выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
- необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.
Менеджмент получил статус профессиональной деятельности, что означает независимость менеджера от собственности на капитал фирмы, в интересах которой он работает.