Менеджмент и его функции
Менеджмент – это непрерывный процесс, включающий совокупность последовательных действий, которые направлены на эффективное использование ресурсов предприятия, позволяющее достичь поставленных перед ним целей. Эти действия объединяются в систему функций менеджмента, которые взаимосвязаны и взаимозависимы.
Действия менеджеров могут быть интерпретированы с разной степенью конкретизации, что приводит к различной детализации функций менеджмента. Вместе с этим, выделяют пять базовых функций, для успешной реализации которых менеджеру необходимо:
- иметь определенный набор знаний и умений;
- обладать соответствующими личностными качествами;
- руководствоваться этическими нормами;
- обладать навыками и способностями эффективного управления;
- преодолевать ограничения в саморазвитии.
Базовые функции менеджмента
Первая функция – планирование, то есть способ предвидеть будущее. Планирование по своему содержанию представлено разработкой и реализацией программы действий на определенный период. Если плановые показатели обоснованы в недостаточной степени, то, несмотря на хорошую работу предприятия, оно не сможет достичь высоких результатов. Во многом качество планирования определяет качество управления.
Процесс планирования рассматривает следующие вопросы:
- Что у нас есть? То есть состояние организации, ее ресурсы, сильные и слабые стороны.
- В каком направлении необходимо продолжать работу? То есть, какие задачи должны быть решены.
- Какие помехи могут возникать? То есть, что может мешать при выполнении задач.
- Какие и в каком размере потребуются дополнительные ресурсы? То есть, что должно быть сделано, для решения поставленных задач.
Планирование может быть осуществлено на разных уровнях организации. На высшем уровне идет разработка стратегических планов. Их основное назначение – определять долгосрочные цели и задачи развития организации. Тактические планы рассчитывают на более короткий промежуток времени. Они состоят из системы мероприятий, которые должны быть осуществлены соответствующей службой для решения поставленных задач. На нижнем уровне идет разработка оперативных планов, в которых определяются задания, обязательные к выполнению в короткие сроки.
Один из важнейших типов планирования – взаимоувязка планов по вертикали и горизонтали. Вертикальной взаимосвязью предполагается субординация планов всех уровней: задания стратегического планирования конкретизированы в тактических планах, подчиняющихся стратегическим ориентирам. Тактические планы конкретизируются в оперативных планах, которые выступают как способ последовательной реализации тактического плана, а значит, строятся на базе комплексности стратегического плана. Горизонтальное единство всех планов предполагает координацию производственных, финансовых, сбытовых и прочих отраслей деятельности фирмы.
Вторая функция – организация, осуществляемая благодаря созданию на предприятии структуры, соответствующей задачам реализации намеченных планов. Функция организации напрямую связана с функцией планирования, так как после разработки планов необходимо создать условия для их реализации.
Осуществление функции организации предполагает прохождение нескольких стадий:
- стадия разработки и совершенствования организационной структуры управления, выделение подразделений, их функций и задач;
- стадия определения типов взаимоотношений внутри организации, то есть горизонтальных и вертикальных связей;
- стадия делегирования – поручение руководителями своим подчиненных выполнять отдельные обязанности и предоставлять для этого необходимые ресурсы;
- стадия построения системы внутрифирменных коммуникаций – налаживание коммуникаций всех участников трудового процесса, что способствует осуществлению внутреннего информационного обмена;
- стадия организационных отношений предприятия и элементов внешней среды – необходимое условие для своевременного и адекватного реагирования на изменения всей структуры внешних факторов, учитывая их дифференциацию на ограничивающую и стимулирующую.
Третья функция – мотивация, выступающая в качестве логического дополнения к планированию и организации. Люди, которые реализуют планы, должны быть заинтересованы в их полной и своевременной реализации. Мотивация основана на возникновении побудительных мотивов к определенному типу деятельности. Выделено два типа воздействия на людей: принуждение и побуждение. При принуждении человека заставляют совершать необходимые поступки. При побуждении у человека формируется особый поведенческий стиль, помогающий активно достигать цели всей организации.
Четвертая функция – контроль. Он связан с необходимостью устанавливать некоторые стандарты и сопоставлять фактические результаты и стандарты. Осуществление контроля дает возможность обеспечить стабильность протекания производственных и других процессов. Разработка эффективной системы контроля и ее успешное внедрение может быть рассмотрено в качестве одного из факторов результативности деятельности менеджера любого уровня.
Пятая функция – координация, ей отведено центральное место в системе всех функций менеджмента. Основная ее задача – обеспечивать взаимодействие и согласованность работы всех звеньев организации через установление между ними рациональных связей.
Координации не только синхронизирует текущую деятельность предприятия, но и дает возможность осуществлять согласованные действия в стратегическом и тактическом периоде, направленных на изменение адаптации к меняющимся внешним условиям среды и окружения, что имеет особое значение в современных условиях при высоком уровне неопределенности внешних факторов и постоянно нарастающей динамике составляющих рыночной среды.