Общая характеристика подходов к проектированию и перепроектированию роли
Подходы к проектированию и перепроектированию роли – это инструменты, средства и мероприятия, позволяющие сформировать или изменить организационные роли.
Потребность в проектировании организационной роли возникает в том случае, если в организации появляется задача, которая должна периодически решаться. Со временем сущность организационных ролей может подвергаться изменениям, либо исполнение их перестает устраивать сотрудников. В таком случае требуется провести перепроектирование роли. Существует три группы подходов к проектированию и перепроектированию ролей. Классификация базируется на том, какие параметры роли подвергаются изменению:
- сложность,
- масштаб,
- отношения.
При изменении масштаба роли используются такие подходы, как расширение масштаба деятельности или нормирование. При изменении сложности роли пользуются обогащением деятельности. При изменении отношений с другими ролями как правило используется подход «социотехнических систем».
Нормирование и расширение масштаба деятельности
Самым старым подходом к проектированию организационных ролей является нормирование. В первую очередь оно касается следующих аспектов:
- перечня выполняемых операций,
- применяемых методов и средств,
- времени и места выполнения действий,
- результативности деятельности.
Основу данного подхода закладывает нормирование труда, предполагающий определение времени на рабочие операции и действия, необходимые для их осуществления. Организационная роль при этом зависит от специализации. Положительные моменты нормирования:
- низкая стоимость проектирования,
- быстрая адаптация сотрудника в роли,
- потребность в низкоквалифицированных сотрудниках, получающих невысокую оплату,
- краткий рабочий цикл, создающий базу автоматизации деятельности,
- простота процедур, направленных на отбор персонала,
- снижение потребности в контроле работы сотрудников благодаря измеримости результатов.
Однако спроектированная роль будет иметь низкую привлекательность. Еще один недостаток – быстрая утомляемость работников.
Расширение масштабов деятельности базируется на росте количества выполняемых сотрудников операций. Благодаря этому увеличивается разнообразие роли, она становится более привлекательной, а утомляемость от однообразных действий снижается. Негативную реакцию работников могут вызвать следующие моменты:
- повышается сложность работы,
- расширение функций может быть воспринято как добавление к имеющимся обязанностям рутинного характера. Соответственно, уменьшается относительно свободное время, которое они могли использовать для поддержания отношений с коллегами.
Поэтому, если принимается решение об использовании метода расширения масштабов деятельности, нужно уделять внимание психологической адаптации сотрудников, обоснованию смысла расширения их функций.
Обогащение деятельности
На практике сущность обогащения работы состоит в добавлении к работе, которую выполняет индивид, новых задач или функций, повышающих ответственность исполнителя за планирование, организацию, оценку и контроль собственной работы. Обогащение затрагивает такие параметры работы, как ее сложность и отношение к деятельности.
На развитие модели обогащения деятельности определяющее влияние оказала теория факторов мотивации Герцберга. Эта теория утверждает, что работа должна характеризоваться высокой степенью значимости и ответственности, наличием возможности достичь результат. Конкретные методы обогащения работы специфичны и определяются видом деятельности. Однако в данной модели можно выделить базовые элементы:
- установление взаимоотношений с потребителями. Это очень важный момент, потому что большинство работников ориентируются на реакцию своих руководителей, а не тех, кто непосредственно пользуется продуктами его труда,
- планирование сотрудником своей работы. Начальник может установить предельный срок выполнения работы, обозначить цель, но в рамках этих ограничений у человека должна быть возможность самостоятельность выбрать темп и график работы,
- работник становится собственником рабочего процесса,
- работник получает полную обратную связь (подробную информацию о результатах своей деятельности). Информацию о результатах труда должен получать не только руководитель, но и сам работник – это даст ему возможность при необходимости корректировать свое поведение,
- работа содержит в себе изучение нового,
- в работу включен элемент уникальности.
В соответствии с теориями мотивации, работник получает положительные эмоции в адрес работы в зависимости от трех психологических состояний:
- насколько быстро он получает обратную связь (в зависимости от результата работы),
- какова степень ответственности при выполнении деятельности,
- насколько он сам чувствует значимость выполняемой работы.
Эти три фактора образуют самовоспроизводящуюся положительную мотивацию, основой которой является самоформирующееся вознаграждение.
Модель социотехнических систем
В основе модели социотехнических систем лежит концентрация внимания на групповой работе. Происходит делегирование полномочий группе, а не отдельным людям.
В этом подходе ключевое направление – проектирование деятельности таким образом, чтобы взаимодействие между социальной (группа сотрудников) и технической (процесс производства) системами было наиболее удачным.
Воспользоваться этим методом в ходе перепроектирования организационных ролей затруднительно. Он требует перестраивать всю систему управления предприятием. Это оправданно только в крайнем случае, когда предприятие функционирует крайне неэффективно и сохранять действующую структуру нецелесообразно. При первоначальном же проектировании такая разработка вполне возможна.