Сущность и цели планирования
Планирование работы структурного подразделения - это процесс выбора целей, определения задач его деятельности и способов их реализации.
С помощью планирования менеджмент компании устанавливает фундаментальные направления усилий и принятия решений, обеспечивающих единство целей для всех сотрудников. В менеджменте планированию выделяют одно из основных мест, так как оно воплощает в себе начало всего процесса достижения целей компании.
Планирование – это процесс формулирования целей, расстановки приоритетов, прогнозирование средств и методов их достижения.
По форме и содержанию планирование может ответить на следующие вопросы:
- Текущее состояние компании?
- Вектор движения компании?
- Способы движения в заданном направлении?
Смысл планирования состоит в описании адекватности целей и способов их достижения на базе выявления группы задач и работ, ну и поиска эффективных методов и способов, различных ресурсов, нужных для выполнения этих задач и создания их взаимодействия. Планирование отвечает за наиболее полное использование ресурсов компании и исключение неверных шагов, которые могут вести к понижению эффективности деятельности организации, оттоку клиентов.
Основная цель планирования - мобилизация всех сотрудников компании и координация их действий, направленных на решение задач и выполнение работ, которые необходимы для эффективного достижение итоговых результатов.
Сущность же планирования проявляется в детализации целей, направленных на развитие всей компании в целом и каждого из ее подразделений в отдельности на определенный временной период, обозначение ее финансовых ресурсов, нужных для решения установленных задач. Назначение планирования заключается в стремлении заранее учитывать все внешние и внутренние факторы, влияющие на благоприятные условия для корректного функционирования и развития всей компании в целом.
Виды планирования
Планирование классифицируется по следующим направлениям:
По степени охвата сфер деятельности:
- общее планирование, т.е. всех областей деятельности компании;
- частное планирование, т.е. планирование конкретных областей деятельности.
По видам планов:
- стратегическое - поиск незадействованных возможностей, создание конкретных предпосылок;
- оперативное - использование возможностей и контроль процесса деятельности.
- текущее - планирование, объединяющее все аспекты деятельности организации и работы всех его структурных подразделений на ближайший финансовый год.
По объектам функционирования:
- планирование производства;
- планирование сбыта;
- планирование бюджетов;
- планирование кадров.
По периодам:
- краткосрочное, рассчитанное на период от месяца до года действия компании;
- среднесрочное, рассчитанное на период от 1 года до 5 лет
- долгосрочное планирование, рассчитанное на период более 5 лет.
По возможности внесения корректив:
- жесткое - не предполагает коррекции;
- гибкое – когда корректировки допустимы.
Для понимания качества планирования можно использовать несколько параметров:
- полнота планирования, т.е. охват планированием всех подразделений компании;
- непрерывность планирования;
- гибкость планирования, т.е. возможность вносить корректировки в план действий;
- контроль за выполнением плана;
- экономичность планирования;
- точность планирования.
Все планирование в экономической компании делится на три основные стадии: процесс стратегического планирования, процесс оперативного планирования и процесс текущего планирования.
Стратегическое планирование стремится дать общее научное обоснование трудностей, которые преодолевает компания в предстоящем периоде, и на основе этого разработать показатели выхода организации на плановый период. Стратегическое планирование направляет деятельность фирмы и позволяет ей оптимизировать маркетинговые исследования, процессы понимания потребителей, планирования номенклатуры, ее продвижения, и продажи, а также ценовую политику.
Оперативное планирование как правило охватывает пятилетний срок, как наиболее корректный для обновления ресурсов производства и ассортимента услуг и продукции. В нем формируются основные задачи на данный период, например, производственная стратегия компании в общем и каждого ее филиала; стратегия продажи услуг; финансовая стратегия, кадровая политика; определение структуры и объема нужных ресурсов и форм материально-технического снабжения. Это планирование предусматривает проработку в конкретной последовательности мероприятий, нацеленных на реализацию целей, поставленных долгосрочной программой развития.
Текущее планирование осуществляется с помощью подробной разработки оперативных планов для организации в общем и ее отдельных подразделений, а именно, маркетинговых программ, научных исследований, планов по производству, материально-техническому и ресурсному снабжению. Ключевыми звеньями текущего плана производства зачастую являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), представляющие собой детальную проработку задач и целей, разработанных перспективным и среднесрочным планами. В календарных планах заложены расходы на обновление имеющихся производственных и сырьевых мощностей, ремонт и обновление оборудования, стройку новых производств, повышение квалификации персонала.
Основные принципы планирования
Принципы планирования компания выбирает самостоятельно. К основным принципам планирования можно отнести следующие:
- Гибкость (адаптивность) - реакция на изменение условий, выражающаяся в придании планам возможности менять свое направление с целью не допустить уменьшения эффективности работы экономического объекта - это значит, что компания должна иметь определенный запас прочности.
- Непрерывность предполагает, что процесс планирования должно осуществляется постоянно в рамках установленного цикла; такое планирование использовать для разработки плана сотрудников предприятия.
- Холизм - объединяет два направления интеграцию и координацию. Принцип координации показывает зависимость деятельности любой части компании от остальных единиц данного уровня. Принцип интеграции предполагает, что в компании есть различные обособленные подразделения со своими собственными планами, каждая из подсистем действует в рамках общих стратегий развития фирмы и ее план является частью плана подразделения более высокого уровня. Что значит, чем больше элементов и уровней в системе, тем выгоднее планировать одновременно и во взаимозависимости.
- Оптимальность - выбор из нескольких вариантов развития того, который предоставит максимальную эффективность деятельности организации.
- Комплексность – связь и зависимость всех частей системы планирования.
- Целенаправленность - разработка планов для эффективного достижения поставленных целей.
- Точность - планы конкретны и детально проработаны до той степени, которая необходима для наилучшей реализации плана с учетом внутренних возможностей.