Система оперативного управления организацией
В любой коммерческой организации, а в особенности в корпорациях возникает проблема, связанная с принятием управленческих решений. Особо важно управление активами в краткосрочном периоде, поскольку от его результатов во многом зависит дальнейшая судьба предприятия и деятельность подразделений. Проблемы обусловлены тем, что на активы оказывают влияние различные факторы, и они находятся в динамическом состоянии. То есть, совокупность характеристик непрерывно меняется, внешняя среда сказывается на состоянии корпорации, и поэтому принятие решений должно быть оперативный, в некотором смысле экстренным.
Для наиболее эффективного управления корпорация должна сформировать контур оперативного управления, к которому могут быть отнесены задачи, непосредственно связанные с реализацией производственных планов. Это значит, что задачи должны быть иерархичными – от краткосрочных до долгосрочных. Эти задачи связаны со снабжением предприятия ресурсами и кадрами, со складским учетом и подготовкой отчетной документации. Также задачи касаются консигнационных товаров и розничной торговли.
Корпорации тем и отличаются от обычных фирм, что в них уже заложена конкретная иерархия деятельности, которая определяет сложность принятия решения таким образом, чтобы все части и уровни иерархии были удовлетворены.
Создание контура оперативного управления направлено на решение нескольких значимых целей, а именно:
- На формулировку текущих задач предприятия, которые необходимо реализовать в ближайшее время;
- На временную организацию деятельности предприятия, в зависимости от имеющихся задач и целей;
- На полное и равномерное использование всех ресурсов предприятий, целесообразное распределение ресурсов в зависимости от иерархии;
- На минимизацию связывания оборотных средств;
- На создание максимально комфортных и подходящих условий, которые будут способствовать развитию предприятия.
Управляющее воздействие и, соответственно, принятие решения выражается в воздействии на объект управления предприятием. Деятельность направлена на достижение цели управления, и если цель была достигнута, а результаты можно оценить в числовом эквиваленте, то это говорит об эффективности принятого решения. Выработка управляющих воздействий включает в себя сбор информации, ее обработку и дальнейшую передачу. На основании собранной информации проводится анализ деятельности предприятия, в конце концов руководители и топ-менеджеры занимаются тем, что выдвигают несколько вариантов по решению задачи, предлагаю альтернативные варианты по разработке решения. Но принятие решения находится в юрисдикции руководителя. Он рассматривает предложенные варианты, сравнивает их друг с другом, может создать особые модели, которые продемонстрируют в тестовом варианте, будут ли эффективны те или иные решения. По итогу руководитель высказывает окончательное мнение, и решение оказывается принятым.
Система оперативного управления и принятия решений выстраивается на основании нескольких принципов. Первый принцип – это принцип своевременности решения. Нередко актуальность решения ставится под вопрос, поскольку ряд вариантов считается совершенно неактуальным. Второй принцип – принцип рациональной точности. Третий принцип – это группировка. Ряд механизмов и ресурсов, благодаря которым может быть принято решения, должны в обязательном порядке рассматриваться с точки зрения их соответствия, взаимозависимости и группировки. Некоторые ресурсы можно сочетать друг с другом, и решение будет исполнено в многоаспектности.
Выбор оперативной системы принятия управленческих решений в корпорации
Выбор оперативной системы принятия управленческого решения обусловлен с научной точки зрения. Коммерческий успех корпорации определяется несколькими важными характеристиками, во-первых,- рационализмом. Он выражен в рациональной организации производственных процессов, снижении издержек производства продукции и повышении производительности труда. Также рационализм способствует повышению эффективности использования ресурсов.
Вторая характеристика – это стратегия управления корпорацией. Исследователи подчеркивают: если использовать корректную стратегию, то со временем произойдет рост специализации производства, соответственно сам процесс станет глубже и полезнее. Далее важно осознавать значимость организационной структуры организации. Но здесь значимую роль играют функции каждого структурного подразделения. Корпорации отличаются очень разветвленной системой, поэтому управлять ею порой бывает гораздо сложнее, чем локальными предприятиями и фирмами. Это значит, что управленец перекладывает честь полномочий на ответственные лица, а те в свою очередь занимаются тем, что принимают решения на более локальном уровне. Для этого ведется отбор топ-менеджеров предприятия, которые разбираются в корпоративной деятельности. Руководитель влияет на выбор механизмов управления. Но они должны обеспечивать эффективный контроль на всех уровнях производства.
Основная цель системы оперативного управления и принятия управленческих решений на корпорации – это достижение успехов вне корпорации. Для этого руководители и эксперты используют ситуационный подход к управлению. Он основан на нескольких положения:
- Удачное приспособление корпорации к внешним условиям с учетом технических, экономических, политических параметров;
- Сумеет ли корпорация вовремя выявить угрозы и любые риски, которые могут повлиять на ее положение и деятельность;
- Устойчива ли корпорация к неблагоприятным внешним воздействиям;
- Сможет ли даже в условиях кризиса корпорация извлечь максимум прибыли из сложившейся ситуации.
Если управление было организовано корректно, и если организация целенаправленно действует, учитывая внешние условия и обстоятельства, то вышеназванные ситуации станут не опасными, а перспективными. Поэтому принятие управленческого решения – это задача опытного специалиста, который умеет адекватно оценивать текущее положение дел и дает грамотную интерпретацию условиям.