Понятие команды и ее признаки
Определенные виды работ не могут быть выполнены одни человеком. Это связано с ограничениями личных способностей и навыков, недостатком теоретических знаний и умений. Трудовое взаимодействие и сотрудничество двух и более людей носит название командообразования и выступает действенным и эффективным способом в достижении поставленных целей.
Чем многочисленнее группа, тем шире круг задач, с которыми ее участники справляются. Но если команда большая, то связи между ее участниками становятся не явными, а скорее формальными. Некоторые члены команды могут быть не знакомы друг с другом. В связи с этим вопрос принципов командной работы является весьма актуальным в теории менеджмента.
Обязанность формирования сплоченного коллектива лежит на директоре, менеджере или человеке, занимающем руководящую должность. Команда должна находиться в такой рабочей атмосфере, в которой работники могли бы организовать совместную деятельность, овладеть новыми навыками сотрудничества. В рабочем коллективе люди объединены идеей, они верят в то, что замыслы и решения эффективнее осуществляются на практике совместными усилиями. Командная работа подразумевает следование правилам групповой деятельности. Как и в других сферах, в команда важны договоренность, доверие, понимание и умение слушать и слышать партнеров или оппонентов. Также участники команд обладают правом принимать отдельно взятые решения, выстраивать деятельность в соответствии с принципами работы коллектива.
Работа в команде - это еще и случай делегирования полномочий. Задачи и полномочия преимущественно возлагаются на лидера или руководителя, а общая деятельность членов команды должна обеспечивать решение поставленных задач и целей, которые определяются полномочиями данной команды. Таким образом, подчиненные несут долю ответственности за реализуемую деятельность. Однако, в современных условиях, командные правила, как правило, задаются особенностями решаемой задачи и лидерскими качествами ее «активных» участников. Лидер задает и поддерживает нормативы принятия решений и следит за их выполнением. Однако, на правила могут оказать влияние и члены команды, посредством их принятия, нарушения либо порождения новых правил работы.
Правила и принципы работы в команде
Первый принцип работы в команде уже был обозначен - это делегирование полномочий и равная ответственность каждого из членов команды. При этом руководитель, обладающий лидерскими качествами и авторитетом может повысить благосостояние команды, заключая сделки, договариваясь с инвесторами и партнерами и просто предлагая новые идеи для развития команды. Таким образом, лидер и члены команды, а также задача, на решение которой направлены силы, задают правила, по которым будет осуществляться совместная деятельность. Командная форма работы - это не деятельность одного профессионала и нескольких подчиненных. Командная работа - это объединение нескольких профессионалов. Команда руководствуется принципами автономности и самоуправляемости. Решение поставленной задачи является приоритетным направлением ее деятельности.
Команда создается исходя из вероятности возникновения непредвиденных проблем, вызванных тем, что заказчик резко сокращает сроки подачи материалов и сдачи итоговых отчетов, реализуются нововведения и меняется структура работы, возникают новые подходы к рассмотрению вопроса. В команде коллеги взаимодополняют друг друга, обмениваются знаниями и опытом, повышают квалификацию, стремятся к решению коллективных вопросов. Все участники команды - полноценные личности, стремящиеся к результату и ориентированные на реализацию не только деятельности компании, но и на самореализацию.
Признаки команды выстраиваются в зависимости от командных принципов работы:
- межличностное взаимодействие, которое приводит к логическому результату и решению поставленных задач;
- гибкость и мобильность функций;
- способность работать согласованно, в связке друг с другом, ориентируясь на интересы не только организации, но и коллег;
- положительное мышление.
Когда команда только начинает формироваться, то ее участники опираются на несколько принципов работы:
- Во-первых, каждый участник знакомится с целями, осознает их и выбирает приоритетные направления деятельности.
- Во-вторых, производится непрерывная работа по совершенствованию деятельности и повышению квалификации участников команды.
- В-третьих, функции и обязанности каждого члена команды официально закреплены.
Разумеется, в процессе деятельности коллеги могут обмениваться функциями, брать часть других обязанностей, но каждый сотрудник обязан в первую очередь работать с тем, за что он в ответе. Проблема заключается в том, что многие сотрудники и члены команды воспринимают работу на личном уровне. Этот фактор не является отрицательным, но и делегировать обязанности или принимать на себя слишком много работы не следует, поскольку так размываются границы командной и организаторской работы с личной жизнью и межличностными отношениями.
Участники команды задумываются над методиками и инструментами работы, стремятся их совершенствовать. В команде развито чувство ответственности, самостоятельности, поэтому дисциплина поддерживается на высоком уровне. Группа поддерживает членов команды, между ними формируются добрые и доверительные отношения. Отношения в группе открыты, она готова встретить трудности и преграды на пути эффективной работы. Люди, выполняющие работу - уже эксперты, особенно если у членов команды уже есть опыт в решении узконаправленных вопросов и задач. Совокупный опыт у группы людей больше, чем у тех, кто предпочитает работать в одиночку. Отсюда и положительные результаты работы, положительная динамика и тенденции к росту. Большинство людей проявляют заинтересованность в проекте, если они ощущают, что могут быть полезны и могут оказать влияние на решение вопроса. Поэтому в команде принято общаться на равных и давать возможность каждому члену высказать свое мнение, отстаивать собственную точку зрения и принимать решения наравне с лидером.