Снабжение: основные функции и принципы
Материально-техническое снабжение – это деятельность, направленная на обеспечение предприятия необходимым объемом материальных ресурсов, чтобы выполнять производственные программы в плановом режиме при минимальных издержках. Плановыми периодами снабжения считают квартал, полугодие, год.
Процесс снабжения – это некоторая структура операций, которые обеспечивают организацию необходимыми для работы предметами и средствами труда. Основной задачей компании, организующей снабжение, выступает своевременные и бесперебойные комплексные поставки на производство всех необходимых материальных ресурсов с минимальными издержками управления запасами.
Снабженческая деятельность предприятия включает внешние и внутренние функции.
Внутренними функциями являются:
- выявить и изучить источники ресурсов и поставщиков продукции;
- определить потребности и рассчитать количество заказываемой продукции;
- принять решение о заказе;
- установить количество и сроки поставок и наблюдать за ними;
- управлять запасами;
- учитывать и контролировать процесс выполнения долговых обязательств.
Внешними функциями снабжения определяются взаимоотношения предприятия и других предприятий-поставщиков, оптовых и розничных торговых фирм, транспортных организаций:
- отбор надежных поставщиков материальных ресурсов, анализ и выбор наиболее подходящих и заключение с ними договоров;
- установление рациональных связей, направленных на доставки товаров на предприятие, заключение договоров с потребителями;
- выбор метода доставки материальных ресурсов от поставщиков до потребителей.
Внутренними функциями снабжения характеризуется взаимодействие службы снабжения и административных и производственных подразделений на данном предприятии:
- планирование материально-технического снабжения на основании выстроенного баланса материальных ресурсов, то есть план снабжения;
- организация и планирование снабжения благодаря средствам и предметам труда производственных подразделений;
- лимитирование отпуска материалов со склада;
- подготовка материальных ресурсов к потреблению на производстве, отпуск и доставка материальных ресурсов от складов к местам их потребления;
- система оперативного регулирования движения материальных ресурсов, контроль за их использованием на производстве.
Обычно выделяют две формы снабжения:
- Транзитная форма снабжения предполагает получение сырья и материалов предприятием непосредственно от предприятий, которые их добывают, обрабатывают или производят;
- Складская форма снабжения, при которой предприятие получает материальные ресурсы со складов снабженческо-сбытовых организаций или торговых фирм.
На сегодняшний день предприятие обеспечивается материальными ресурсами посредством товарно-сырьевых бирж, аукционов, конкурсов, оптовых закупок, регулярных закупок мелкими партиями, закупками по мере необходимости, снабжением производства на основании запросов и так далее. Нельзя исключать и собственное производство.
К основным принципам снабжения относят:
- планомерность – поставки продукции на основании плановых графиков поставок;
- ритмичность – поставки через относительно одинаковые временные промежутки, чем создаются оптимальные условия для работы оптовых и розничных предприятий торговли;
- оперативность – процесс снабжения продукцией осуществляется на основании изменения спроса на нее;
- экономичность – минимальные затраты рабочего времени, материальных и денежных ресурсов на поставки продукции;
- централизация – предполагает снабжение потребителей продукцией благодаря силам и средствам поставщиков;
- технологичность – использование современных технологий поставок и закупок.
Процесс закупок
Закупочная логистика – это обеспечение организации необходимым объемом материальных ресурсов, размещение ресурсов в складских помещениях предприятия, их хранение и выдача производствам.
Цель логистики закупок – удовлетворить потребности производства в необходимых материалах при максимально возможной экономической эффективности.
Этапами процесса закупок на предприятии являются:
- определение масштабов проекта, то есть объем производства и продаж, оценка величины затрат и параметры бюджета;
- формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков. Составляют список всех необходимых для проекта закупок, а также график закупок каждого типа продукции;
- размещение объявлений о подаче предложения;
- оценка предложения;
- окончательные переговоры;
- составление документации;
- поставка и контроль качества;
- обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств.
Выделают несколько методов закупок:
- прямые закупки – это закупка продукции непосредственно у ее производителя;
- встречные закупки – закупки у поставщиков, которые одновременно являются и потребителями;
- лизинг – это аренда, например, складского оборудования или крупногабаритной техники;
- новая закупка – осуществление закупки предприятием, когда покупателем совершается покупка данной продукции впервые, когда может потребоваться проведение серьезных исследований;
- обычная повторная закупка;
- измененная повторная закупка – ситуация, когда закупка осуществляется с изменением спецификации заказа предприятием-покупателем, или с изменением цены, условий поставки или поставщиков продукции, если требуется провести небольшие исследования;
- комплексная закупка – осуществляется на основании комплексного решения и не требует принимать какие-либо определенные решения.
Итогом является то, что вся система управления закупками на предприятии дает возможность расширять номенклатуру продукции, снижать общие затраты ресурсов и исключать убытки, избавляться от устаревших и медленно реализуемых запасов продукции, увеличивать долю закупок, которые осуществляются по процедуре стандартного заказа.