Общая характеристика технологических инноваций
Организация и управление технологическими инновациями – это процессы, обеспечивающие воплощение результатов инновационной деятельности в виде новых или усовершенствованных продуктов, внедренных на рынок, либо новых или усовершенствованных способов оказания услуг, применяемых на практике.
Как в промышленности, так и в сервисе технологические инновации делятся на два типа: продуктовые и процессные.
Если говорить о промышленности, типы инноваций характеризуются следующим образом.
Продуктовые инновации связаны с разработкой и внедрением новых или усовершенствованных с технологической точки зрения продуктов. Если продукт существенно отличается от продуктов, выпускавшихся ранее, по области применения, функциональным характеристикам, свойствам, конструктивным особенностям или использованным материалам и компонентам, говорят о радикальной продуктовой инновации. В основе таких инноваций могут лежать как принципиально новые технологии, так и сочетание существующих технологий, применяемых новым способом. Если происходит заметное улучшение качественных или стоимостных характеристик существующего продукта путем применения более эффективных материалов и компонентов или частичного изменения технических подсистем (в случае комплексной продукции), говорят о технологическом усовершенствовании продукции (инкрементальной продуктовой инновации),
Процессные инновации связаны с освоением технологически новых или существенно усовершенствованных производственных методов, в том числе методов передачи продукции. Такие инновации могут базироваться на применении новых методов организации процессов производства, нового производственного оборудования, внедрении результатов проводимых исследований и осуществляемых разработок. Как правило, такие инновации ориентированы на то, чтобы повысить эффективность производства или передачи уже выпускаемой предприятием продукции. Иногда они поддерживают производство и поставки новых или усовершенствованных с технологической точки зрения продуктов, которые не удается произвести или поставить, используя обычные производственные методы.
В сервисе виды инноваций рассматриваются несколько иначе:
- к продуктовым инновациям относят разработку и внедрение новых услуг, усовершенствование имеющихся услуг за счет добавления им новых характеристик или функций, принципиальные улучшения по вопросам обеспечения услугами (например, в аспектах их скорости или эффективности),
- к процессным инновациям относят разработку и внедрение технологически новых или значительно усовершенствованных методов производства и представления услуг.
Как правило, целью процессных инноваций является снижение производственных или коммерческих издержек, повышение качества выпускаемой продукции, эффективности производства или реализации выпускаемой продукции. Также процессные инновации нередко требуются, чтобы сделать возможными продуктовые инновации.
Задачи организации и управления технологическими инновациями
Управление инновациями, или инновационный менеджмент, является подсистемой общей системы управления компанией (наряду, например, с управлением персоналом или управлением производством).
Инновационный менеджмент призван обеспечить:
- концентрацию внимания исполнителей на деятельности, входящей в инновационный цикл,
- организацию эффективного взаимодействия между различными исполнителями, отвечающими за разные этапы, ориентацию их работы на достижение стратегических целей,
- организацию разработки или нахождение интеллектуальных продуктов, на базе которых будут создаваться инновации,
- организацию надзора за ходом работ на протяжении всего инновационного цикла, начиная от разработки продукции до ее сбыта,
- систематическую оценку результатов работы по отдельным этапам как условие, необходимое для принятия решений о целесообразности прекращения или продолжения работ по проектам.
В настоящее время глобальная научно-техническая конкуренция усиливается, что влечет за собой увеличение значимости инновационного менеджмента. Он с полным правом может рассматриваться как деятельность, благодаря которой предприятие получает развитие.
Выделение инновационного менеджмента связано со следующими задачами, которые традиционный менеджмент разрешить не смог:
- управление процессом создания нового знания. Изначально развитие научной сферы обуславливалось внешними воздействиями, выступало ответом на потребности жизнедеятельности и производства человека. Процесс создания нового научного знания был спонтанным, в условиях отсутствия внешнего управления, что снижало его эффективность. Сейчас наука смещается в сторону потребителей, поэтому для управления созданием новых знаний требуется мониторинг потребительской сферы,
- управление творческим потенциалом лиц, создающих новое знание. Колоссальные объемы циркулирующей и накопленной информации делают невозможным охват всех знаний (даже в узкой области) одним специалистом. По этой причине требуется сформировать специальную методологию, обеспечивающую поиск нового знания с большей вероятностью успеха и меньшими эвристическими затратами,
- управление освоением нововведений. Новые решения, найденные в технике, экономике и вообще во всех отраслях деятельности, надлежит воплотить в практику. Эта работа связана с рисками,
- управление психологическими и социальными аспектами нововведений. Любое нововведение – это кризис, масштаб которого определяется глубиной проводимых изменений. Это требует реализации комплекса социально-психологических мероприятий, обеспечивающих позитивное восприятие трансформации. Как следствие, формируется точка зрения, что инновационный менеджмент служит «стабилизатором переломных моментов, гасителем возмущений». Инновации создают новое богатство и новый потенциал действия.