Материальные запасы на предприятии: сущность, предназначение и виды
Организация и управление материальными запасами на предприятии в условии конкуренции – это комплекс мероприятий, обеспечивающих соблюдение баланса между минимизацией затрат и повышением устойчивости функционирования предприятия.
На конкретные способы управления материальными запасами влияют особенности потребления ресурсов, управление которыми производится.
К материальным запасам относятся:
- сырье,
- материалы,
- полуфабрикаты,
- комплектующие,
- другие материальные ценности, которые ожидают начала процесса производственного или личного потребления.
Запасы могут быть разделены на три категории в зависимости от стадии, на которой находятся:
- сырье, материалы, комплектующие и полуфабрикаты, которые являются исходным моментом в технологическом процессе,
- запасы незавершенного производства, скапливающиеся на стадиях между технологическими операциями,
- запас готовой продукции.
Запасы первой категории служат для того, чтобы смягчить негативные последствия неравномерности в поставках. Запасы второй категории нужны для того, чтобы устранить неритмичность в производственных процессах, осуществляемых разными подразделениями. Запасы третьей категории служат для того, чтобы покрыть рыночный спрос в случае его неожиданного повышения.
Благодаря наличию запасов предприятие обеспечивает себе гибкость в вопросах материально-технического обеспечения, осуществления производственных и сбытовых процессов.
Итак, наличие материальных запасов в целом нужно предприятию для того, чтобы в условиях конкуренции сохранять устойчивость товарного ассортимента, планомерно проводить ценовую политику и достигать высокого уровня обслуживания клиентом. Для всего этого требуется, чтобы на предприятии поддерживался оптимальный уровень запасов по всем рассмотренным категориям.
Запасы на предприятии постоянно находятся в обновлении и движении. На конечной стадии цикла они потребляются. В оптовой торговле товарные запасы нужны для того, чтобы обслуживать оптовых покупателей (в том числе предприятия розничной торговли, общественного питания и т.д.), а в розничной – чтобы стабильно предлагать товары конечным потребителям.
Поддержание запасов всех категорий на оптимальном уровне обеспечивается внедрением и использованием четко налаженной системы управления запасами.
Под оптимальным уровнем запасов понимают такой их уровень, при котором отсутствует дефицит и излишки запасов.
Основные операции в управлении запасами
Управление запасами осуществляется через следующие операции:
- нормирование, то есть выработку для всех видов запасов нормативов, имеющих экономическое обоснование. Примером может служить страховой запас,
- оперативный учет и контроль. Лица, принимающие решения по вопросам пополнения запасов, должны иметь актуальные сведения о наличии и состоянии запасов в разрезе представленной номенклатуры. Во внимание должен приниматься тот факт, что запасы могут не только использоваться по назначению (отпускаться в производство или продаваться клиентам): они могут быть похищены, испорчены (по истечении срока годности или под действием неблагоприятных факторов среды) и т.д. В современных компаниях для ведения оперативного учета используются специальные программные продукты. Периодически должны проводиться инвентаризации и ревизии товарно-материальных запасов,
- регулирование, состоящее в поддержании определенного уровня запасов. При этом величина запаса может корректироваться в зависимости от того, как происходят колебания спроса (в том числе сезонные) и меняются периоды поставки партий от поставщиков. Отрицательное влияние на конечные результаты функционирования предприятия (в том числе финансовые результаты) способны оказывать как дефицит запасов, так и их избыток. В случае дефицита снижается объем производства и продаж, могут возникать простои в производстве, теряется доверие покупателей (они могут в следующий раз не захотеть обращаться в компанию, которая оказалась не способна быстро обеспечить им поставку). В случае избытка запасов денежные средства «замораживаются», замедляется оборачиваемость капитала.
Типичные причины возникновения излишков запаса:
- снижение спроса на товар или ресурс в межпоставочный период,
- просчеты лица, принимающего решения, относительно размера приобретаемой партии,
- нарушение покупателем договорных обязательств (отсутствие оплаты и отгрузки товара в срок).
Типичные причины возникновения дефицита запасов:
- увеличение спроса в межпоставочный период,
- ошибки персонала (в меньшую сторону) при определении объема заказа,
- отсутствие поставки в оговоренный срок, задержка отгрузки,
- недопоставка заказанных ресурсов (товаров) по объему, пересорт, низкое качество (брак) поставляемых ресурсов или товаров.
Этапы разработки и внедрения системы управления запасами
В процессе разработки и внедрения системы управления запасами на предприятии можно выделить семь этапов:
- определение текущего состояния запасов – их объема, номенклатуры, стоимостных и технических характеристик,
- проведение АВС-анализа (выявление важных и менее важных категорий запасов),
- регистрация процедур и методов, используемых для управления запасами на предприятии («как есть»),
- определение набора критериев оценки эффективности существующей системы, организация учета необходимых параметров,
- аудит системы управления запасами на предприятии и налаживание системы информационного мониторинга запасов, хода выполнения заказов, оценка затрат на содержание запасов,
- разработка направлений совершенствования системы управления или проектирование новой системы управления запасами, подготовка программы ее внедрения,
- внедрение новой системы (или коррекция имеющейся).
После внедрения система должна постоянно контролироваться по показателям работы.