Организационная культура представляет собой систем принятых в организации традиций, ценностей, форм отношений и стандартов поведения, отличающих данную организацию от других.
Факторы внешней среды
Организационная культура формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам относятся те факторы внешней среды, на которые организация не может оказывать воздействие, однако должна учитывать в процессе принятия решений.
Группу внешних факторов составляют следующие факторы:
- общеэкономические условия;
- национальные и государственные особенности;
- социальные, этнические, расовые различия;
- отраслевая специфика и особенности деятельности организации;
- развитие предпринимательства;
- преобладающие в обществе традиции, ценности, культурные установки;
- цели, интересы и запросы потребителей.
Основная задача в процессе управления факторами внешней среды сводится к своевременному и адекватному реагированию на меняющиеся внешние условия.
Характеристики внешней среды организационной культуры
Среди основных характеристик внешней среды:
- Сложность - количество факторов внешней среды, на которые организации необходимо реагировать. Различные организации имеют разную сложность внешней среды.
- Взаимосвязанность факторов - это степень влияния изменений одних факторов внешней среды на остальные. Некоторые факторы приводят к существенным изменениям прочих (законодательство, потребители).
- Вариативность - это степень изменчивости всех факторов в отдельности. Часть факторов характеризуется относительной стабильностью, другие - значительной изменчивостью (законы, научно-технический прогресс, запросы потребителей и т.п.).
- Подвижность - это скорость изменений, происходящих вокруг организации. Для различных подразделений организации может быть различна подвижность.
- Неопределенность - это соотношение количества располагаемой менеджментом информации относительно внешней среды и уверенности в точности и достоверности данной информации. Чем неопределенность выше, тем принимать решения сложнее.
Модели организационной культуры, ориентированные на внешнюю среду
Клановая и иерархические модели организационной культуры ориентированы в большей степени на внутреннюю, но не на внешнюю среду. Рыночная модель организационной культуры формируется в тех организациях, которые ориентированы на дифференциацию, внешнее позиционирование, стабильность и контроль. Критерием успеха в такой организации становится доля на рынке, реализация внешних целей, победа над конкурентами. Рыночные организационные культуры ориентированы на клиентов (потребителей), повышение рентабельности, конкурентоспособности и продуктивности организации, а также на вовлечение партнеров и потребителей в процесс повышения эффективности компании на рынке.
Адхократическая модель организационной культуры формируется в организациях, которые ориентированы на индивидуальность, гибкость, внешнее дифференциацию и позиционирование. Критерием успеха в такой организации признаются: достижение результативности в передовых инновационных направлениях и сферах деятельности, творческое развитие сотрудников и постоянное обновление организации. Адхократическая организационная культура направлена на привлечение сотрудников к творческому инновационному процессу, формирование новых стандартов, постоянное совершенствование. Цель таких социокультурных инициатив в адхократической организации сводится к созданию благоприятных условий для организационных преобразований и изменений.
Рыночная культура ориентирована на внешнюю среду и значительно зависит от ее изменений. Адхократическая культура также зависима от факторов внешней среды, однако благодаря хорошей адаптивности в ней создаются условия для увеличения творческого потенциала сотрудников.