Методы формирования организационной культуры
На сегодняшний день существует большое количество самых различных методов, при помощи которых каждый руководитель в организации сможет развивать и поддерживать культуру всей организации, которая нужна для успеха стратегии становления организации.
Для разных стран и сфер эффективной является самая различная организационная культура, в связи с этим, не существует общей оптимальной культуры организаций, которую остаётся только развивать в каждой организации в определенной стране.
После определения того, каким именно требованиям необходимо отвечать культуре конкретной организации в условиях определенной стратегии формирования, руководитель, в первую очередь занимается определением того, какой именно должна быть философия всей системы управления.
Следуя из философии системы всего управления, руководитель организации разрабатывает определенные методы становления наиболее эффективной организационной культуры.
Традиционно, руководитель в организации может оказывать воздействие на формирование культуры двумя основными способами:
- Первый способ включает в себя оценку культуры и тенденций ее формирования с учетом на то, что это сформирует энтузиазм и поддержку у большого количества сотрудников организации. Данный способ включает в себя присутствие искренних личных обязательств руководителя в отношении к определенным ценностям.
- Использование второго способа необходимо начинать снизу. Менеджерам необходимо отслеживать во всей организации, какие именно ценностные установки присутствуют в каждом подразделении, пытаясь при этом шаг за шагом оказывать определенные воздействия в нужном направлении на культуру организации.
Методы поддержания организационной культуры
Среди основных методов организационной культуры выделяют следящие:
- Объекты и предметы внимания, оценки, а также осуществление контроля менеджером. Это один из основных методов поддержания культуры в организации. Определенными действиями менеджер дает знать сотрудникам, что они являются важным и что от них требуется;
- Реакция руководства на различные конфликтные ситуации и организационные кризисы. Менеджеры раскрывают для себя корпоративную культуру так, как они ее ранее и не видели;
- Моделирование ролей, обучение, а также проведение различных тренировок.
- Особенности корпоративной культуры усваивается сотрудниками при помощи того, как они должны выполнять присвоенные им роли. Менеджер своим собственным примером показывает сотруднику, к примеру, конкретное отношение к клиентам или умение слушать других. Акцентируя свое внимание на данных моментах, менеджер способствует поддержке конкретных областей организационной культуры;
- Показатели выявления вознаграждения и статусов.
Культура в организации напрямую связывается и системой наград и привилегий. Последние традиционно привязаны к конкретным общепринятым образцам поведения, расставляют для каждого сотрудника свои приоритеты, при этом указывая на ценности, которые представляют основное значение для менеджеров и организации в общем.
В данном же направлении действует и система статусных позиций в организации. Так, например, распределение привилегий, к которым относятся хороший кабинет, секретарь, автомобиль и многое другое указывает на роли и поведение, которые более ценятся в организации. Но, как показывает практика, данный метод обычно применяется не в полной мере и не систематически.