Особенности организационной культуры
Традиционно, организационная культура является совокупностью ценностей, обычаев, традиций, норм, верований и предположений, которые воплощаются в различных сторонах работы организации, и которые делают организацию не похожей на другие.
Организационная культура занимается исполнением двух главных функций, таких как:
- Внутренняя интеграция. Это осуществление внутреннего объединения каждого члена организации так, что они знают, каким образом им нужно взаимодействовать между собой;
- Внешняя адаптация. С ее помощью происходит адаптация всей организации к условиям внешней среды.
Главными компонентами организационной культуры являются такие, как:
- Поведенческие стереотипы. Сюда относится общий язык, который применяется каждым членом организации, обычаи и традиции, которым необходимо следовать;
- Групповые нормы. Сюда входят присущие группам стандарты и образцы, которые регламентируют поведение людей.
- Провозглашаемые ценности. Сюда входя принципы и ценности, которые были объявлены во всеуслышание, к осуществлению которых стремится организация;
- Философия организации. Сюда относятся единые политические и идеологические принципы, с помощью которых определяются все действия по отношению к другим людям.
Типы организационной культуры
Традиционно принято выделять 4 основных типа культуры:
- Культура власти. Данный тип культуры является свойственным относительно небольшим организациям, в которых взаимодействие напрямую зависят от центрального источника власти. Ей свойственна четкая иерархия власти. К возможным областям, в которых данный вид конкретно выражен, относится коммерция, финансы, малый бизнес. В основе данной системы власти находится сила ресурсов и сила личности. Данный вид организационной культуры привлекает людей, которые любят риск, а также склонны к политике. Довольно часто показателем продвижения по службе является личная преданность. Менеджеры направляются на власть и на результат, ценят риск, четко реагируют на изменения, которые происходят в окружающей их среде, но напрямую зависят от решений из центра.
- Культура роли. Данный вид организационной культуры свойственен для более крупной организации, которая имеет механическую структуру. Здесь присутствует жесткое функциональное разделение ролей, а определенные участки координируются звеном управления сверху. К числу личности относятся с неодобрением. Формализованные решения традиционно принимаются наверху, осуществление контроля и координация осуществляются звеном, который находится сверху согласно с определенными правилами и процедурами. Данный вид культуры предоставляет защищённость, возможность являться компетентным специалистом, поощряется исполнительность. В действиях менеджера необходимо должна присутствовать безопасность и предсказуемость, а цели достигаются при помощи исполнения роли.
- Культура задачи. Данный тип организационной культуры находится в небольшой организации, которая имеет матричную структуру. Примером являются: акционерное общество, НИИ, конструкторские фирмы. В основе системы власти находится сила специалиста, эксперта, главным является командный дух, а не индивидуальный результат. Решения принимаются на групповом уровне. Происходит взаимодействие сотрудников и организации, поощряется инициатива. Менеджер является координатором компетентных исполнителей, он оценивает результаты.
- Культура личности. Организации с данным типом культуры являются весьма небольшими, они существуют для того, чтобы обслуживать и помогать другим организациям, например адвокатским конторам, консультационным фирмам, творческим союзам.