Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование организационной культуры

Составляющие организационной культуры

Организационная культура формируется из двух практических составляющих:

  1. предпочтения создателей организации при проектировании;
  2. опыт текущих участников, новых работников. Поддержание организационной культуры зависит от передачи опыта от старых работников новым, действий руководства, способов социализации.

Подбор новых сотрудников выявляет людей со знаниями и квалификацией для успешного выполнения работ. Окончательная оценка кандидата всегда субъективна, часто определяется организационной культурой. Также новые работники постепенно вливаются в культуру и формируют ее.

В рамках вышеназванных факторов на культуру также влияют действия руководства и мероприятия по социализации новых работников. Руководство устанавливает стратегию, разрабатывает миссию, а в повседневной деятельности выполняет ряд закрепленных норм поведения, которые перенимаются остальными работниками. Мероприятия по социализации подразумевают набор действий по адаптации новых работников, в процессе которых они перенимают культуру. Организация напрямую заинтересована в распространении своей культуры.

Методы передачи организационной культуры:

  • Информация. Описывает события, связанные с возникновением организации, основные решения в ситуациях кризиса, решения, отражающие стратегию. Обеспечивает объяснение типичных действий, облегчает практическую работу сотрудников.
  • Традиции. Передают те культурные ценности, которые сформировались на этапе проектирования и закрепились с самого начала существования организации.
  • Символика. Дизайн интерьера, логотипы, слоганы, штампы на канцелярских принадлежностях, значки, стиль одежды – это материальные символы, которые воплощают ценности организации на практике.
  • Язык. Особые жаргонизмы и сленг, наличие иностранных терминов в речи и т.д. определяют принадлежность к организации или отделу. Придерживаясь определенной речи, работники демонстрируют свою приверженность культуре и сохраняют ее, передают новым работникам.
  • Легенды, мифы. Истории, передающиеся изустно, рассказывающие ключевые моменты в существовании организации, формирующие ценности.
  • Выдающиеся личности. Отражают модель поведения, идеалы организации, дают пример для подражания. Часто это руководители (особенно в долгоживущих организациях, существующих десятки лет), но могут быть и символические фигуры, воплощающие в себе желанный набор качеств «идеального сотрудника». Это исключительные личности, но не настолько, чтобы их успех казался недостижимым. Все их действия и поведение можно повторить любому работнику организации.
  • Слоган. Краткая формулировка основных положений культуры организации. Его может не быть, часто его заменяет миссия (но не наоборот).
  • Обряды. Повторяющиеся мероприятия со строгим сценарием, проводятся в определенное время и по специальным поводам. Например, проводы на пенсию, чествование ветеранов и т.д.
«Формирование организационной культуры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Значение доверия в формировании культуры

Доверие к элементам культуры зависит от субъективных представлений работника о добросовестности, верности, от общественных стереотипов, социально-экономических ценностей. На основе доверия формируются субкультурные группы в рамках общей культуры организации, где людей объединяют общие взгляды на честность, ответственность, справедливость, адекватность рабочих процессов и т.д. В любой организации для любого работника есть некие основные характеристики уровня доверия. Но каждая организация и субкультура привносит в трактовку доверия свои детали.

В управлении доверие носит практический характер. В формировании культуры источники доверия со стороны работников следующие:

  • открытость информации;
  • доступ к информационным потокам (легкий, быстрый);
  • приоритет социальных проблем над техническими;
  • соответствие законам страны;
  • принцип справедливости в работе;
  • возможность выражать интересы и идеи;
  • возможность влиять на принятие решений;
  • защита личной собственности;
  • честность и компетентность руководства;
  • обратная связь с руководством;
  • система вознаграждений;
  • устойчивость правил работы, договорных отношений, связей с партнерами;
  • гарантия благоприятных условий деятельности;
  • гарантия получения прибыли (а следовательно, заработной платы);
  • достойный имидж.

Доверие можно рассматривать на нескольких уровнях. Оно определяет отношения в коллективе, отношения с руководством.

Доверие в коллективе повышает эффективность работы, скорость передачи информации, вовлеченность в культуру. Оно снижает текучесть кадров, усиливает конкурентоспособность организации.

Доверие в отношениях с руководством создает базу для решения задач, разработки стратегий и планов, принятия управленческих решений, изменений в культуре организации при необходимости. Исчезают источники противоречий между руководителями отделов, улучшается проходимость информационных потоков и их скорость, повышается гибкость реакций на изменения внешней среды. Доверие помогает создавать группы работников из разных отделов, которые могут совместно работать над каким-то общим проектом.

Также важно доверие между руководителями. Это стимулирует выработку решений, фокусирует внимание на достижении общих целей. В современном мире уровень доверия часто сказывается на работе с поставщиками и клиентами, и таким образом доверие оказывает влияние на внешнюю среду, формируя один из важнейших элементов имиджа организации.

Дата написания статьи: 08.02.2016
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot