Показатели эффективности в управлении
Критериями эффективности процесса производства и управления является система обобщающих показателей, с помощью которых можно охарактеризовать конечный результат (объемы производства, показатель прибыли, рентабельности, затраченное время и др.). Наряду с обобщающими показателями используются и частные показатели по отдельным видам ресурсов (труд, основные фонды, инвестиции).
С помощью обобщающих показателей происходит отражение результатов хозяйственной деятельности и всей системы управления. Но эти показатели не могут полностью характеризовать эффективность и уровень качества управления, поэтому применение находит система частных показателей.
Для оценки эффективности управления нужно использовать в комплексе всю систему обобщающих и частных показателей.
Качественные и количественные показатели контроля
Эффективность контроля в процессе управленческой деятельности можно измерять:
- Количественные показатели (экономический эффект),
- качественные показатели (эффективность социальной сферы).
В число количественных показателей функционирования системы управления принято включать:
- трудовые показатели (экономия труда, численности, уменьшение трудоемкости процесса контроля и др.);
- финансовые показатели (сокращение финансовых расходов на процесс контроля);
- показатель экономии времени (уменьшение длины цикла управления, например, путем применения информационных технологий, организационные процедуры).
Большое значение имеют также показатели социальной сферы управления (качественные):
- рост научно-технического уровня;
- степень интеграции контроля с другими процессами управления;
- рост квалификации управленцев;
- увеличение степени обоснованности принимаемого решения;
- сформированная организационная культура;
- удовлетворение от труда;
- получение общественного доверия;
- рост социальной ответственности компании;
- последствия в экологии.
Если в процессе рационализации управления достигается высокий уровень рассмотренных показателей, то можно наблюдать положительные сдвиги в функционировании системы управления, при этом происходит достижение экономического эффекта.
Целостная картина эффективности контроля невозможна, ели организация не рассматривается под разными углами зрения. В состав общей эффективности управления компанией включены эффективность управления соответствующими функциональными подсистемами (маркетинг, человеческие ресурсы, финансовые ресурсы, производство, логистика и др.). Оценка эффективности контроля в большой мере находится в зависимости от того, сбалансировано ли управление каждой подсистемы на уровне общей системы управления (уровень генерального менеджмента).
Также эффективность управления компанией нужно рассматривать под стратегической, оперативной и тактической точкой зрения. Помимо этого эффективность рассматривается в разрезе разных систем организации:
- Система привлечения ресурсов,
- Система использования ресурсов предприятия,
- Система координации процессов бизнеса,
- Система контроля всех областей деятельности компании,
- Система целевой ориентации организации,
- Система принятия решений,
- Мотивация сотрудников,
- Прогнозирование и оценка деятельности компании.
Кроме этого, эффективность контроля обладает двумя основными видами измерения:
- экономическим,
- результативным.
Результативное измерение показывает степень успешности выполнения поставленных задач в сфере обеспеченности требуемого объема в производстве, продажах и прочих маркетинговых задачах. Посредством экономического измерения можно вычислить, в какой степени затратным будет тот или иной способ достижения поставленной цели.