Организационная структура - это внутреннее устройство системы управления проектами, которое представлено совокупностью организационных единиц и их взаимоотношениями.
Понятие организационной структуры и тенденции ее развития
Управление проектами осуществляется на основе определенных структур, которые выстраивают внутри организаций. Организационная структура представляет собой внутреннее устройство системы управления в организации (в частности, управления проектной деятельностью), которое представлено совокупностью нескольких организационных единиц и их взаимоотношениями.
Основными организационными единицами являются структурные подразделения и должностные лица. Особое значение имеют их взаимоотношения с объектом управления.
Всякий проект реализуется в рамках определенных организационных форм. Причем практическая деятельность хозяйствующих субъектов последних лет привела к тому, что эти организационные формы получили развитие в соответствии со следующими тенденциями:
- увеличивается системность управления, что означает использование методологии проектного управления в более полноценном формате, чем это происходило ранее;
- диапазон жизненного цикла проекта (проектного цикла), который подлежит системному управлению, расширяется (если раньше, согласно традиционной схеме, в него входили только строительные работы, то сейчас в соответствии со схемой проектного управления он включает в себя стадии разработки и реализации проекта;
- специализация организаций, которых привлекают к участию в проекте, повышается одновременно с повышением интегрирующих функций управляющей компании;
- повышается уровень специализации управляющего центра (если в традиционной схеме он занимался только оперативным управлением выполнения строительных работ, то в схеме «проектного управления» он стал заниматься управлением осуществления основных вех проекта).
Отсюда следует, что при построении определенной организационной структуры управления конкретным проектом необходимо учитывать основные тенденции, которые в настоящее время сформировались в данной области экономических (управленческих) отношений. Это позволит увеличить эффективность мер по разработке и реализации проекта.
Принципы построения организационных структур управления проектами
Существует несколько основных схем построения организационных структур управления проектами. Выбор окончательной схемы в отношении конкретного проекта делает заказчик. Именно с него начинается процесс заключения договоров (контрактов), которые обуславливают конкретный способ распределения полномочий и ответственности между участниками проекта в процессе его разработки и реализации.
Всего различают четыре основные разновидности договоров, которые заказчик заключает в ходе ведения предпроектной и проектной деятельности:
- договор на выполнение проектно-изыскательных работ;
- договор генерального подряда;
- договор «под ключ»;
- договор на управление проектом.
Договор на выполнение проектно-изыскательных работ заключается заказчиком с инжиниринговой компанией или с проектным институтом. Эти участники проекта должны на коммерческой основе подготовить проект строительного объекта и соответствующую ему рабочую документацию.
Договор генерального подряда заключается со строительной организацией, которая выполняет роль генерального подрядчика. Она, в свою очередь, заключает договоры субподряда с субподрядными организациями, которые призваны выполнять отдельные части работ по осуществлению проекта.
Договор «под ключ» заказчик тоже заключает со строительной организацией, которая в данном случае приобретает статус инвестиционно-строительной компании. Сфера ее интересов расширяется от исключительного ведения строительной деятельности до получения прибыли от использования объекта, т. е. кроме строительных работ эта компания еще занимается инвестиционными мероприятиями.
Договор на управление проектом заключается заказчиком с управляющей компанией. Речь идет про отдельную организацию, которая выполняет роль интегрирующего и специализированного центра управления всем проектом.
Стоит отметить, что в зависимости от выбора организационной структуры выше перечисленные договоры могут заключаться не только заказчиком. Так, если он заключил договор «под ключ» со строительной организацией или инвестиционно-строительной компанией, то уже последняя будет подбирать контрагентов и заключать с ними договоры на выполнение проектно-изыскательных работ.
Следовательно, организационные структуры управления проектом и схемы взаимодействия его участников могут принимать традиционный вид, промежуточный или целостный вид «под ключ», модифицированный вид и вид «проектного управления».
Кроме того, еще одним важным фактором построения организационной структуры управления проектами является порядок информационного взаимодействия между его основными участниками. Оно может быть прямым или опосредованным, горизонтальным (т.е. как между равноправными партнерами) или вертикальным (т.е. при отношениях руководства и подчинения) и т. д. Данный вопрос зачастую тоже разрешается путем установления правил в заключаемых договорах.
Таким образом, управление проектами осуществляется в рамках определенных организационных структур, построение которых, как правило, происходит на основе ряда общих принципов. Речь идет про определяющую роль, которую в данном процессе играет заказчик проекта, про обязательное документальное оформление взаимоотношений между организационными единицами и про учет последних тенденций управления проектами и организациями, которые сейчас наблюдаются в мире.