Общая характеристика мотивации
Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации – это комплексное обобщение различных концепций мотивации, позволяющее абстрагироваться от их различий и выявить общее ядро.
Для того, чтобы получить полное представление о мотивации как явлении, следует определить ее сущность, содержание и структуру, а также сущность, содержание и логику мотивационного процесса.
В наиболее общем понимании мотивацией человека к деятельности называют совокупность движущих сил, которые побуждают человека осуществлять определенные действия.
Такие силы могут находиться как внутри, так и вне человека. Главное – они заставляют неосознанно или осознанно совершать те или иные поступки. Связь между действиями индивида и отдельными силами опосредуется сложной системой взаимодействия, поэтому разные люди под действием одинаковых сил могут реагировать совершенно по-разному. Более того, поступки самого человека, его поведение тоже влияют на реакцию, поэтому измениться может и степень воздействия, и направленность поведения, вызванного этим воздействием.
Мотивация представляет собой совокупность внешних и внутренних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих формы и границы деятельности, придающих этой деятельности направленность на достижение тех или иных целей. То, как мотивация влияет на поведение человека, определяется широким перечнем факторов, индивидуальными особенностями и может трансформироваться под действием обратной связи.
Мотивация проявляется через три аспекта:
- какие элементы человеческой деятельности зависят от мотивационного воздействия,
- как соотносятся внутренние и внешние силы,
- как связана мотивация и результаты деятельности человека.
Для раскрытия этих вопросов необходимо предварительно определить терминологическую базу.
Под потребностью понимают то, что возникает и находится внутри человека – с одной стороны, достаточно общее для разных индивидов, а с другой – отличающееся у каждого специфическими особенностями.
Все люди стремятся «освободиться» от потребностей. При этом пути устранения выбирают различные – кто-то подавляет потребность, старается не реагировать на нее, а другие удовлетворяют их. Однако избавление от потребности не означает освобождения от нее навсегда. Яркий пример: человек хочет есть, съедает тарелку супа – потребность удовлетворена. Но спустя несколько часов потребность в еде вновь возникнет.
Мотивом называют то, что вызывает определенные действия людей.
Мотивы имеют персональный характер и находятся внутри человека, но зависят от множества внутренних и внешних факторов и других мотивов. Поэтому на поведение обычно влияет не один мотив, а мотивационная структура.
Стимулами называют рычаги воздействия, носители раздражения, которые вызывают действие мотивов.
В целом мотивационное воздействие оказывает влияние на такие характеристики деятельности человека:
- старание,
- усилие,
- настойчивость – насколько быстро человек теряет интерес к начатому делу,
- направленность – то, к чему человек стремится,
- добросовестность – ответственное выполнение работы.
Особенности основных теорий содержания мотивации
Исследователями было предложено множество учений, объясняющих, что лежит в основе мотивации, что ее определяет:
- в соответствии с концепцией Маслоу, потребности имеют иерархическое построение, процесс восхождения по ним строится снизу вверх: сначала удовлетворяются базовые потребности, потом более сложные потребности (находящиеся на более высоких уровнях). На бытовом уровне это можно проиллюстрировать примером: пока человек голоден, он будет думать только о еде, а не о самореализации,
- теория Альдерфера также предполагает построение иерархии потребностей, но отличие состоит в возможности движения в обратном направлении. Потребности не только повышаются по мере удовлетворения более низких уровней, но и, при неудовлетворении потребности верхнего уровня, могут понижаться,
- в теории МакКлеланда по отношению к рассматриваемым потребностям вводится идея приобретения и развития их под влиянием жизненного опыта и обучения. При этом во внимание принимается взаимоотношение между отдельными группами потребностей взамен исследования изолированного влияния каждой из групп на поведение,
- теория Герцберга предполагает деление потребностей на две большие группы: «здоровья» и мотивирующие. Это значит, что не все потребности действуют на человека мотивирующим образом, а только те, которые способствуют развитию состояния удовлетворенности.
Таким образом, в каждой теории есть что-то особенное. Благодаря этим различиям все из теорий получили широкое признание как среди теоретиков, так и среди практиков, и внесли свой вклад в формирование знаний о мотивации. Однако у всех четырех теорий есть и сходство, которое можно выделить в виде ядра этих теорий:
- все четыре теории изучают потребности, давая их классификацию. Эта классификация позволяет делать выводы о механизмах человеческой мотивации,
- выделенные в каждом классификационном подходе (в рамках каждой из теорий) группы потребностей достаточно четко друг другу соответствуют. К примеру, потребность самовыражения из пирамиды Маслоу вполне соответствует потребности достижения из теории МакКлелланда, а группа потребностей из набора мотивирующих факторов теории Герцберга – потребности роста из теории Альдерфера,
- все рассматриваемые концепции четко, ясно и наглядно излагают подтвержденный эмпирическими исследованиями взгляд на теорию мотивации. Поэтому в практике менеджмента руководители должны знать содержание всех четырех теорий, выбирая наиболее подходящие под конкретные условия положения,
- в фокусе всех четырех теорий лежит анализ факторов, определяющих мотивацию – в то время как процесс мотивации остается вне сферы рассмотрения. Это является недостатком теорий, ограничивающим возможности их применения на практике.