Понятие новизны и инновации
Конкурентные преимущества – это экономическая категория, подразумевающая наличие у экономического субъекта неких уникальных характеристик, которые выгодно отличают его от других аналогичных субъектов на рынке
В современном менеджменте большое внимание уделяется инновациям. Слово «инновация» близко к словам «нововведение», «новшество». Если дать более точное определение, то инновация – это не любое новшество, а то, которое было освоено в производстве.
Под инновацией понимают конечный результат процесса нововведения, который получил воплощение в формате принципиально нового или улучшенного продукта, вышедшего на рынок, нового или улучшенного процесса, применяемого в деятельности организации, или нового подхода к решению проблем социального характера.
Следует отметить, что понятие инновации является весьма широким – это может быть:
- новый технологический процесс,
- новый продукт,
- новая система организационного управления,
- новая структура,
- новая культура и т.д.
Вообще первоначальное значение слова «инновация» – как оно употреблялось вплоть до XIX века – было внедрение культурных элементов из одной культуры в другую. В XX веке это слово приобрело значение «техническое усовершенствование».
Еще в начале XX века Й. Шумпетер отмечал, что инновации играют роль средства преодоления экономического спада. По мнению ученого, выступать источником прибыли может не только манипулятивная деятельность с ценой и мероприятия по снижению себестоимости, но и изменение ассортимента выпускаемой продукции. Сам принцип инновационности предпринимательской деятельности Й. Шумпетер формулировал следующим образом: «Под предприятием мы понимаем осуществление новых комбинаций, а также то, в чем эти комбинации воплощаются: заводы и т.п. Предпринимателями же мы называем хозяйственных субъектов, функцией которых является как раз осуществление новых комбинаций и которые выступают как его активный элемент».
Если говорить об осуществлении новых комбинаций по Шумпетеру, можно выделить пять компонентов:
- Выпуск новых, то есть еще не знакомых потребителям благ или формирование новых качеств у тех или иных благ.
- Внедрение новых, неизвестных в данной отрасли методов (способов) производства. Основу этих способов не обязательно должны составлять новые научные открытия. Речь может идти даже о том, что товар будет использоваться чуть иначе, чем раньше.
- Освоение новых рынков сбыта – то есть рынков, на которых раньше рассматриваемая отрасль промышленности не была представлена, даже если сам рынок давно функционирует.
- Получение новых источников сырья и материалов (независимо от того, существовал ли ранее сам этот источник – не существовал, был недоступен или не принимался во внимание).
- Реорганизация, к примеру, обеспечение монопольной власти (к примеру, за счет создания треста) или снижение монопольной власти конкурентов.
Инновация отличается от просто новшество несколькими характерными чертами:
- научно-технической новизной,
- производственной применимостью,
- коммерческой реализуемостью.
Таким образом, необходимо отметить два значимых момента:
- материализуемость инновации – от этапа возникновения идеи она проходит путь до воплощения в реальный продукт, технологию, услугу,
- коммерциализируемость инновации – она может быть превращена в источник получения дохода.
Содержание конкурентных преимуществ
В условиях свободного рынка у компании должны быть конкурентные преимущества, чтобы потребители выбирали именно ее, покупали ее продукцию или заказывали ее услуги. Конкурентные преимущества формируются разными источниками:
- низкой ценой,
- приоритетным доступом к редким или ограниченным ресурсам,
- имиджем и репутацией компании,
- получаемыми и предоставляемыми льготами и т.д.
Если говорить о конкурентных преимуществах продукта, можно выделить два ключевых аспекта: качество и новизна.
У качества может быть два определения:
- с точки зрения техники – изделие должно соответствовать требованиям нормативной, проектной и другой документации,
- с точки зрения потребителя – изделие должно обладать совокупностью характеристик, обеспечивающих удовлетворение потребностей покупателей в процессе использования изделия.
Новизна может быть рассмотрена с тех же точек зрения:
- с точки зрения техники – в изделии могут применяться новые технологические или конструктивные решения,
- с точки зрения потребителя – изделие должно не так как раньше, по-новому удовлетворять имеющиеся у покупателя потребности – или выявлять и удовлетворять неизвестные ранее потребности.
Значение новизны для обеспечения конкурентных преимуществ
Конкурентные преимущества могут рассматриваться как возможность компании более эффективно применять доступные ресурсы, т.е. быть конкурентоспособной. В то же время эти понятия не тождественные, а находящиеся в причинно-следственной связи. Конкурентоспособность – это результат, следствие наличия конкурентных преимуществ. Но если у предприятия есть отдельные конкурентные преимущества, это еще не значит, что оно будет конкурентоспособным или сразу будет превосходить конкурентов. Дополнительно нужно учитывать, что конкурентоспособность подвержена влиянию стратегических и тактических изменений рынка, не связанных напрямую с работой компании – например, изменений спроса, демографических сдвигов, природных явлений, политических процессов и т.д.
Некоторые исследователи считают, что победу компании в конкурентной борьбе может обеспечить только инновационность, связанная как с трансфером технологий, так и с развитием новой техники. Если предприятие реализует эти направления на практике, его конкурентоспособность будет расти.
Инновационность выступает основополагающим фактором конкурентоспособности, поскольку само это понятие наполнено динамичностью и развитием. Кроме того, существует тесная связь между инновациями и другими факторами, определяющими конкурентоспособность предприятия.