Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Конкуренция в инновационной деятельности

Определение 1

Конкуренция – это борьба субъектов хозяйствования за максимально эффективное использование факторов производства, результативность итоговых показателей деятельности и завоевание признания потребителей при единых правилах, действующих на рынке.

Конкуренция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Конкуренция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Современная экономическая теория рассматривает инновации в качестве критически важного фактора экономического развития и процветания. Именно инновационное развитие выступает основным способом конкурентной борьбы. Внедрение новшеств в различные процессы деятельности, разработка инновационной продукции дают компаниям конкурентные преимущества на внутренних и внешних рынках.

Специфические черты конкуренции в инновационной сфере деятельности

Поскольку, наличие конкурентов в определенной сфере деятельности стимулирует поиск новых путей развития, новых направлений деятельности, то конкуренция выступает двигателем прогресса и мотивом инновационного развития социально-экономической сферы.

Конкуренция в сфере новаторской деятельности является специфичным процессом. Она предполагает борьбу за инновационное развитие, противостояние инновационных форм деятельности, новаторских подходов организации бизнес-процессов и неординарных хозяйственных решений в различных сферах деятельности. Данная конкуренция опирается на научно-технический прогресс и его тенденции. Ее специфическими чертами являются:

  • конкуренция - главный фактор восприимчивости хозяйствующего субъекта к техническим новшествам;
  • конкуренция в инновационной сфере стимулирует развитие предпринимательства и перевод бизнес-процессов на новый уровень. Это связано с тем, что имеются ориентиры на освоение новых направлений деятельности, новых технологий, новых способов сбыта, новых рынков и т. д.;
  • ориентация инновационной конкуренции на удовлетворение новых потребностей потребителей, формирующихся на базе тенденций научно-технического развития;
  • стимулирование развития новых технологических способов организации производственных процессов на базе необходимости получения конкурентных преимуществ субъектами хозяйствования;
  • непрерывный поиск новых путей развития, разработка инновационной продукции в целях удовлетворения актуального потребительского спроса;
  • конкуренция обуславливает технологическое развитие отдельных хозяйствующих субъектов, отраслей, сфер экономики и государств в целом, что становится одним из локомотивов роста развитых стран и обуславливает процессы экономической интеграции и глобализации.
«Конкуренция в инновационной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Факторы конкурентоспособности инновационной организации

Все факторы, которые оказывают определенное воздействие на получение конкурентных преимуществ компаниями, реализующими инновационную деятельность, можно разделить на две основные группы:

  1. Первая группа факторов определяется элементами конкурентного преимущества организации. Сюда относится влияние разных рыночных процессов, параметров внутренней деятельности организации, которые влияют на ее конкурентоспособность, а также, показатели использования факторов производства. Данные факторы
  2. Вторая группа факторов связана с внешним окружением. Условиями функционирования хозяйствующего субъекта, рыночной конъюнктурой. Социально-экономическая динамика, тенденции макроэкономического развития определяют возможности конкурентного противостояния конкретного хозяйствующего субъекта.

Серьезное воздействие на конкурентоспособность фирмы оказывает эффективность реализации производственной деятельности. Здесь, ведущая роль отводится технологиям, их соответствию текущему этапу научно-технического прогресса и потенциальным возможностям технологического обновления.

Таким образом, чтобы оценить конкурентоспособность компаний, осуществляющих деятельность в инновационной сфере, требуется, в первую очередь, оценить уровень инновационного развития организации и сопоставить его с конкурентами. Также, важно оценить эффективность используемых технологий и соответствие выпускаемой продукции текущему спросу т.е. определяется полноценность удовлетворения потребительского спроса инновационными продуктами.

Виды конкуренции в инновационной деятельности

Конкурентная борьба в инновационной деятельности сопряжена с противостоянием продукции, обладающей определенным уровнем научно-технического превосходства, степенью новизны. При этом, конкуренция осуществляется в различных формах и может быть классифицирована по различным основаниям. Основными классификационными критериями являются:

  1. Субъекты конкурентной борьбы. На основании этого критерия выделяют индивидуальное конкурентное противостояние и групповую конкурентную борьбу. Индивидуальная конкуренция связана с ведением конкурентной борьбы одним хозяйствующим субъектом в целях закрепления устойчивых рыночных позиций. Групповая конкуренция является продолжением индивидуальной, но связана с борьбой предприятий групп. Как правило, это предприятия различных сфер деятельности, отраслей, которые продолжают конкурировать внутри группы, а также, объединяют усилия в конкурентной борьбе с иными группами. Например, на международной арене.
  2. Характер отношений. На базе данного критерия может быть выделена свободная, олигополистическая и монополистическая конкуренция. В рамках монополии и олигополии конкуренция не является столь острой и масштабной, как в рамках свободного конкурентного противостояния организаций.
  3. Функциональное назначение. Здесь, предполагается выделение внутриотраслевой конкуренции – противостояние субъектов хозяйствования одной отрасли, межотраслевой – конкурентная борьба за рыночную власть представителей разных отраслей и региональной, связанной с борьбой регионов за получение преимуществ в системе национального хозяйства в области инновационного развития, новаторства деятельности.
  4. Методы действия. Исходя из методов, которые применяются в борьбе за рыночную власть и потребителей конкуренция может быть ценовой и неценовой т.е. связана с использованием приемов ценовой борьбы уничтожения конкурентов или применением иных способов захвата аудитории потребителей – качество продукции, уникальность товарного предложения, система скидок, программы лояльности клиентов и др. Также выделяют добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция опирается на использование легитимных методов конкурентного противостояния, которые разрешены законом, а недобросовестная опирается на использование неправовых механизмов борьбы, выявление которых ведут к наложению определенных санкций на деятельность хозяйствующего субъекта.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 23.11.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot