Причины необходимости стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент – это общее управление предприятием, которое включает определение генеральных целей организации и разработку планов их достижения.
Внешняя среда, в которой функционируют субъекты хозяйствования, подвергается трансформации. Степень ее неопределенности постоянно возрастает, возникают новые неучтенные факторы риска. Это требует изменений и в управлении.
В последние годы, по мере усиления динамичности, возрастает потребность в стратегическом видении:
- в обществе происходит перестройка системы приоритетов и ценностей,
- под влиянием глобализации значительно меняется вся деловая среда,
- «вектор бизнеса» все сильнее ориентируется на клиентов, голосующих своими деньгами за или против конкретной компании,
- взрывным образом развиваются технологии.
Применение стратегического менеджмента в управлении компанией дает ряд преимуществ:
- заставляет осмысливать будущее организации,
- позволяет рационально сформулировать стратегические альтернативы и выбрать из них подходящие компании,
- способствует поиску альтернативных путей бизнес-развития и выбору из них оптимального,
- развивает навыки ориентирования в будущем, следствием чего становится систематический учет возможных последствий принимаемых решений,
- повышает эффективность размещения доступных организации ресурсов,
- углубляет понимание природы и значения рисков и неопределенностей в развитии предприятия,
- способствует применению методологии системного подхода при решении организационных проблем, что дает возможность развить более продуктивное управление,
- связывает коммуникационные, координационные и контрольные процессы в единый комплекс управления организацией как целостностью,
- стимулирует энтузиазм и мотивацию работников,
- определяет миссию компании и наполняет смыслом достижение организационных целей в контексте индивидуального роста и развития работников,
- формирует инновационную культуру организации, способствует преодолению сопротивления нововведениям.
Благодаря стратегическому менеджменту расширяется управленческое мышление руководителей, они становятся более полезными с точки зрения компании. Обретение знаний и навыков в сфере стратегического менеджмента облегчает движение по карьерной лестнице. Начинающие руководители благодаря знаниям по стратегическому менеджменту более быстро понимают:
- как функционирует компания,
- как связаны ее структурные компоненты,
- какую роль играют отдельные индивиды при принятии значимых организационных решений.
Содержание стратегического менеджмента
Ряд работ, в которых рассматривается стратегическое управление, определяет его как смещение управленческих акцентов с тактики на стратегию. Предполагается, что внедрение стратегического управления в компании выражается в том, что стратегические цели занимают первое место в управленческой системе, а тактические – второе. Наблюдается превалирование стратегических целей над тактическими. Однако противопоставление тактики и стратегии не совсем оправданно, поскольку они являются разными сторонами одного процесса. Успеха нельзя добиться без хорошо сформулированных целей стратегического характера, но и сами цели без эффективной тактики бесполезны.
Эффективное функционирование компании возможно только при условии верного определения и стратегических, и тактических установок, обеспечения соответствия между тактикой и стратегией фирмы. Роль организационной стратегии – определение глобальных, перспективных задач организации, а тактики – их воплощение в жизнь.
При разработке управленческих решений во внимание должен приниматься их характер, в том числе – относятся ли они к сфере достижения тактических или стратегических целей. Подчас для выработки обоснованного тактического решения требуется не меньше профессионализма, чем для определения стратегического пути развития. Допущенные тактические ошибки могут обнулить блестящую стратегическую идею, а верно найденные тактические ходы – сделать осуществимым амбициозный стратегический замысел.
Принципы стратегического управления
Стратегическое управление должно реализоваться на основе ряда принципов:
- научно-аналитическое предвидение и разработка стратегии. При разработке стратегических решений нельзя опираться только на пожелания и субъективное предвидение, нужно тщательно анализировать предшествующую деятельность компании, общую ситуацию в отрасли и динамику их изменения. Кроме того, полезно построить прогноз или даже разработать сценарии развития компании на перспективу,
- учет и согласование внутренних и внешних факторов развития компании. На развитие предприятия влияют как внутренние, так и внешние факторы. Если стратегические решения учитывают только один из этих аспектов, они будут недостаточно системными, что породит множество ошибок и просчетов. Важность стратегических решений обуславливает предъявляемые к ним требования по выверенности и эффективности. Необходимо помнить, что эти решения влияют на результат деятельности организации в целом, определяют судьбы всех ее работников,
- соответствие между тактикой и стратегией управления организацией. Организация может достичь успеха только в том случае, если тактика соответствует стратегии, а формирование стратегии принимает во внимание реально доступные тактические инструменты,
- приоритетность человеческого фактора. При разработке стратегии развития нужно осознавать, что ни тактику, ни стратегию нельзя реализовать, если персонал не воспринимает их как руководство к действию. В первую очередь это касается менеджеров, которые принимают управленческие решения на вверенных им участках. Кроме того, у персонала должны быть профессиональные навыки и качества, нужные для реализации стратегических решений. Поэтому руководство должно подбирать кадры, которые могут обеспечить реализацию решений.