Понятие и виды мотивов
Мотив – это то, что заставляет человека предпринимать какие-то действия. Мотив «лежит» внутри человека, имеет персональный характер, а также зависит от массы внешних и внутренних относительно человека, факторов, а также от действий окружающих и возникающих параллельно с ним мотивов.
Мотив не просто заставляет человека действовать, он еще и определяет, что должно быть сделано, и как это действие будет осуществлено. В частности, если мотив вызывает действие устранения потребности, то различные люди могут предложить абсолютно разные действия, даже испытывая одинаковую потребность.
Выделяют несколько типов мотивов:
- внешние – формируются на основании внешних составляющих, например, когда человек видит желаемую вещь, он стремится заработать деньги и приобрести ее;
- внутренние – формируются внутри самого человека, которое может быть выражено желанием сменить обстановку или создать собственное дело и пр.;
- положительные – базируются на положительных утверждениях, например, «если много работать – будет много денег»;
- отрицательные – основываются на факторах, отталкивающих человека от совершения ошибок;
- устойчивые – направляются на удовлетворение первоначальных нужд;
- неустойчивые – требуют постоянного подкрепления.
Иными словами, проблематика мотивов и мотивации продолжает быть остро дискуссионной и трудно изучаемой на практике. Мотив выступает как продукт встречи стимула и системы потребностей, т. е. опредмеченной потребностью. В этом смысле любая мотивация нематериальна, даже его появилась от встречи с весомым материальным стимулом.
Основными движущими мотивами работников выступают:
- мотив вознаграждения – работа ради денег и прочих благ;
- социальные мотивы – получение одобрения руководства и коллег;
- процессный мотив – получение удовольствия от самого рабочего процесса;
- мотив достижения – стремление самоутвердиться и самореализоваться;
- идейный мотив – достижение совместных с компанием высоких целей.
Понятие потребностей и их классификация
Нужда – это чувство, испытываемое человеком, когда у него нет или недостаточно, того, что он хотел бы иметь.
Потребность – это нужда, которая приняла форму конкретной необходимости.
Конечная цель функционирования экономики – максимально полно удовлетворить потребности общества и индивидов. Сознательное создание разного рода благ и услуг – основной способ удовлетворить потребности.
Существует закон возвышения потребностей, который гласит, что с развитием общества, качество и количество потребностей у людей неукоснительно возрастает. Закон убывающей интенсивности гласит, что человек, испытывающий массу потребностей, наиболее интенсивно будет потреблять какую-то конкретную часть рассматриваемого товара, и по мере его потребления будет происходить уменьшение и полное насыщение потребности.
В структуре потребностей важную роль играет соотношение материальных и духовных средств их удовлетворения. С развитием общества стремление удовлетворить потребности в разнообразных услугах возрастает, а в товарах – сокращается. На структуру потребности оказывает влияние уровень дохода потребителей, так как с ростом доходов их доля, расходуемая на товары низкого качества, сокращается, а на товары хорошего качества – возрастает.
Понятие и формы стимулов
Стимул – это воздействие на работника извне, то есть со стороны, с целью побудить его к эффективной деятельности.
Стимул – дуалистичен и дуализм его заключается в том, что с позиции администрации той или иной фирмы, стимул выступает как инструмент достижения цели, а с позиции работника – он выступает как возможность получить дополнительные блага иди или их утратить.
По субъективности интересов выделяют:
- общественные стимулы – в основе которых лежат интересы общества, они должны поощрять те или иные типы трудовой деятельности, которые наиболее соответствуют государственной политике в разных областях жизни общества;
- коллективные стимулы – предполагают воздействие на размер доходов предприятия, его подразделения, целевые и производственные группы. Коллективные стимулы, с развитием рыночных отношений, превратились в цены и прибыль предприятия;
- индивидуальные стимулы – материальные и нематериальные стимулы, то есть потребности работника. Личные стимулы тесно связаны с коллективными и общественными, что отражено во взаимодействии соответствующих интересов.
В зависимости от потребностей, личные (индивидуальные) стимулы могут быть материальными и нематериальными.
Материальные стимулы базируются на имущественных интересах работников организации. В связи с этим принято различать денежные и не денежные стимулы. Денежными стимулами является заработная плата, тарифные ставки, вознаграждение за результат деятельности, премия из дохода или прибыли, компенсации, кредиты на покупку дорогих вещей с минимальными процентами или без них, ссуда на строительство или приобретение жилья, материальная помощь. Не денежные – условия бытового обслуживания на предприятии, санитарно-гигиенические условия, возможность предоставления жилья, путевок на санитарно-курортное лечение, организация труда пр.
Нематериальные стимулы – это воздействия, связанные с социальными, моральными, творческими и прочими потребностями индивида.
Эффективное управление невозможно представить без понимания мотивов и потребностей человеческой деятельности и правильного использования трудовых стимулов. Всю человеческую деятельность обуславливают реально существующие потребности. Люди стремятся или чего-то достичь, или чего-то избегают. В узком смысле, мотивированной называют деятельность, свободную, обусловленную внутренними побуждениями действий человека, направленных на достижение своих целей и реализацию своих интересов.