Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Мотивы, потребности и стимулы в управлении организацией

Понятие и виды мотивов

Определение 1

Мотив – это то, что заставляет человека предпринимать какие-то действия. Мотив «лежит» внутри человека, имеет персональный характер, а также зависит от массы внешних и внутренних относительно человека, факторов, а также от действий окружающих и возникающих параллельно с ним мотивов.

Мотив не просто заставляет человека действовать, он еще и определяет, что должно быть сделано, и как это действие будет осуществлено. В частности, если мотив вызывает действие устранения потребности, то различные люди могут предложить абсолютно разные действия, даже испытывая одинаковую потребность.

Выделяют несколько типов мотивов:

  • внешние – формируются на основании внешних составляющих, например, когда человек видит желаемую вещь, он стремится заработать деньги и приобрести ее;
  • внутренние – формируются внутри самого человека, которое может быть выражено желанием сменить обстановку или создать собственное дело и пр.;
  • положительные – базируются на положительных утверждениях, например, «если много работать – будет много денег»;
  • отрицательные – основываются на факторах, отталкивающих человека от совершения ошибок;
  • устойчивые – направляются на удовлетворение первоначальных нужд;
  • неустойчивые – требуют постоянного подкрепления.

Иными словами, проблематика мотивов и мотивации продолжает быть остро дискуссионной и трудно изучаемой на практике. Мотив выступает как продукт встречи стимула и системы потребностей, т. е. опредмеченной потребностью. В этом смысле любая мотивация нематериальна, даже его появилась от встречи с весомым материальным стимулом.

Основными движущими мотивами работников выступают:

  • мотив вознаграждения – работа ради денег и прочих благ;
  • социальные мотивы – получение одобрения руководства и коллег;
  • процессный мотив – получение удовольствия от самого рабочего процесса;
  • мотив достижения – стремление самоутвердиться и самореализоваться;
  • идейный мотив – достижение совместных с компанием высоких целей.

Понятие потребностей и их классификация

Определение 2

Нужда – это чувство, испытываемое человеком, когда у него нет или недостаточно, того, что он хотел бы иметь.

Определение 3

Потребность – это нужда, которая приняла форму конкретной необходимости.

«Мотивы, потребности и стимулы в управлении организацией» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Конечная цель функционирования экономики – максимально полно удовлетворить потребности общества и индивидов. Сознательное создание разного рода благ и услуг – основной способ удовлетворить потребности.

Существует закон возвышения потребностей, который гласит, что с развитием общества, качество и количество потребностей у людей неукоснительно возрастает. Закон убывающей интенсивности гласит, что человек, испытывающий массу потребностей, наиболее интенсивно будет потреблять какую-то конкретную часть рассматриваемого товара, и по мере его потребления будет происходить уменьшение и полное насыщение потребности.

В структуре потребностей важную роль играет соотношение материальных и духовных средств их удовлетворения. С развитием общества стремление удовлетворить потребности в разнообразных услугах возрастает, а в товарах – сокращается. На структуру потребности оказывает влияние уровень дохода потребителей, так как с ростом доходов их доля, расходуемая на товары низкого качества, сокращается, а на товары хорошего качества – возрастает.

Понятие и формы стимулов

Определение 4

Стимул – это воздействие на работника извне, то есть со стороны, с целью побудить его к эффективной деятельности.

Стимул – дуалистичен и дуализм его заключается в том, что с позиции администрации той или иной фирмы, стимул выступает как инструмент достижения цели, а с позиции работника – он выступает как возможность получить дополнительные блага иди или их утратить.

По субъективности интересов выделяют:

  • общественные стимулы – в основе которых лежат интересы общества, они должны поощрять те или иные типы трудовой деятельности, которые наиболее соответствуют государственной политике в разных областях жизни общества;
  • коллективные стимулы – предполагают воздействие на размер доходов предприятия, его подразделения, целевые и производственные группы. Коллективные стимулы, с развитием рыночных отношений, превратились в цены и прибыль предприятия;
  • индивидуальные стимулы – материальные и нематериальные стимулы, то есть потребности работника. Личные стимулы тесно связаны с коллективными и общественными, что отражено во взаимодействии соответствующих интересов.

В зависимости от потребностей, личные (индивидуальные) стимулы могут быть материальными и нематериальными.

Материальные стимулы базируются на имущественных интересах работников организации. В связи с этим принято различать денежные и не денежные стимулы. Денежными стимулами является заработная плата, тарифные ставки, вознаграждение за результат деятельности, премия из дохода или прибыли, компенсации, кредиты на покупку дорогих вещей с минимальными процентами или без них, ссуда на строительство или приобретение жилья, материальная помощь. Не денежные – условия бытового обслуживания на предприятии, санитарно-гигиенические условия, возможность предоставления жилья, путевок на санитарно-курортное лечение, организация труда пр.

Нематериальные стимулы – это воздействия, связанные с социальными, моральными, творческими и прочими потребностями индивида.

Эффективное управление невозможно представить без понимания мотивов и потребностей человеческой деятельности и правильного использования трудовых стимулов. Всю человеческую деятельность обуславливают реально существующие потребности. Люди стремятся или чего-то достичь, или чего-то избегают. В узком смысле, мотивированной называют деятельность, свободную, обусловленную внутренними побуждениями действий человека, направленных на достижение своих целей и реализацию своих интересов.

Дата написания статьи: 05.05.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot