Сущность мотивации
Мотивация - одна из основных функций управленческого процесса, при помощи которого может обеспечиваться исполнение предусмотренных по плану заданий и осуществляться полномочия, которые делегирует руководитель подчиненному.
С древности основой мотивации большинства работников являлся «кнут». В процессе эволюции, с конца XVIII и по XX в. стали считать, что вопрос мотивации работников можно решить просто: чем больше человек сделал, тем больше может получить. Такой взгляд на мотивацию можно увидеть в работах представителей школы научного управления.
Впоследствии при изучении вопросов, касающихся мотивации, было выявлено, что экономические стимулы не являются основными мотивами, с помощью которых работник определяет отношение к своему труду. На самом деле посредством системы мотивации необходим учет сложной совокупности потребностей, и мотивировать сотрудников можно, обеспечив им в случае хорошей работы удовлетворение всей совокупности потребностей.
Функция контроля
Выполняя работы в соответствии с принятыми планами, бывает возникают существенные изменения внешних или внутренних условий. Например, измениться может законодательство, конъюнктура рынка, появляются новые технологии, которые открывают путь резкого повышения качества производимой продукции, и т. д.
Каждая стабильная компания должна иметь эффективный и действующий механизм по обратной связи, который позволит ей осуществлять адекватную реакцию на происходящие изменения. Неадекватная или несвоевременная реакция приводит такие компании к существенным неоправданным материальным потерям.
Функции контроля состоят в следующем:
- Осуществить обратную связь от объекта управления к субъекту управления.
- Оценить состояние учебного и воспитательного процесса и качество профессиональной деятельности работника.
- Осуществить методическую услугу.
- Мотивировать и стимулировать сотрудников.
Принципами контроля, которые лежат в его основе, являются правила гуманизма, нормативности, системности, плановости, объективности, научности, реальности, конкретности и правило "основного звена".
По видам контроль можно классифицировать на тематический и фронтальный.
Контроль осуществляется посредством следующих методов, которые являются способами реализации целей и принципов контроля и включают в себя совокупность способов контроля:
- метод наблюдения,
- опроса,
- доклада,
- изучения документации,
- хронометрирования,
- беседы,
- тестов.
По видам контроля, которые обладают определенными признаками, выделяют следующие формы контроля:
- персональный,
- тематически-обобщающий,
- комплексно-обобщающий,
- предметно-обобщающий.
Существуют следующие способы контроля, которые представляют собой конкретные действия или систему действий, применяемые при исполнении определенных методов контроля:
- плановые,
- оперативные,
- спонтанные,
- эпизодические,
- взаимные,
- самоконтроль.
При осуществлении функции контроля как способа мотивации особая важность заключается в том, что внешние стимулы приобретают оценочное воздействие, они ориентированы на потребность сохранения своего престижа в глазах подчиненных, коллег и руководителей.
В этом случае осуществляется связь устойчивых и ситуативных мотивов, которые обращены к внешним символам.
Большим мотивирующим значением обладают успехи в работе, положительные чувства, которые вызваны результатами контроля, наличие привлекательных перспектив и нежелание отстать от лучших сотрудников в профессиональной сфере. Это способствует созданию атмосферы состязательности и творчества между сотрудниками во взаимодействии с коллегами, происходит усиление интереса к работе.