Мотивация и потребности
Мотивационный процесс представляет собой последовательную систему и взаимосвязь (взаимодействие) таких элементов, как:
- потребность - интерес (ценности),
- побуждение (мотив),
- стимулы,
- действие (поведение),
- результаты,
- вознаграждение.
Потребности представляют собой осознанную необходимость в чем-либо с целью поддержания жизнедеятельности и развития человека, группы людей, общества в целом. С позиции психологии потребность является особым состоянием психики личности, которое отражает несоответствие между желаемым и возможным.
Методы управления мотивацией
Мотивацией можно управлять следующими методами:
- Посредством интереса человека или группы людей,
- Путем результата, который получит человек,
- Достижением самовыражения, самореализации.
- Организационными методами повышения инициативности и ответственности.
Организационные методы процесса мотивации
- Заработная плата, которая является важнейшим стимулом для сотрудников. Оплата труда должна быть конкурентной по сравнению с той, которую данный сотрудник мог бы получить в другом месте.
- Участие в успехе как главная мысль, лежащая в основании наиболее современных способов стимуляции труда наемного работника. По утверждениям психологов, большей части людей не достаточно лишь растущего дохода, они желают активно принимать участие в процессе управления компанией, ощущать себя совладельцами, хотят, чтобы к их мнению прислушивались, и пользоваться при этом уважением коллег.
- Участие в прибыли, которое широко распространено на сегодняшний день, обеспечивает участие сотрудников при распределении прибыли предприятия. Под системой участия персонала в прибыли организации следует понимать разделение между ним и предприятием дополнительной прибыли, полученной в процессе роста производительности или улучшения качества.
- Премиальное вознаграждение, представляющее собой дополнительное к должностному окладу финансовое вознаграждение, которое выдается работникам при проявлении ими служебного рвения и значительной степени профессионализма, приложения усилий в сфере сбережения в коллективе здоровой морально–психологической обстановки, соблюдая при этом корректность в служебной субординации.
- Cтимулирование инноваций, которому инновационно-ориентированные предприятия уделяют значительное внимание. Например, путем стимулирования творчества, компания IBM проводит поощрение рационализаторских предложений, находящих дальнейшее применение.
- Оплата за квалификацию, сутью которой является то, что уровень заработной платы находится в зависимости не столько от сложности выполняемых работ, сколько от набора специальностей, которых работники способны применять в своей деятельности. В этом случае оплата производится не за то, что они делают, а за то, что они знают, то есть происходит оплата не самого труда, а роста квалификации и, в первую очередь, числа освоенных специальностей. Данный способ призван мотивировать сотрудников на получение дополнительного образования.
В соответствии с методами стимулирования труда, можно выделить некоторые их направления:
- Создание в процессе работы климата взаимного доверия, уважения и поддержки;
- Возможность для каждого в интересной работе, которая побудит к развитию знаний и умений;
- установка четких целей и задач, а также справедливых норм выработки;
- обеспечение возможностей роста работников и раскрытие их потенциала;
- предоставление для всех равных возможностей в процессе найма и продвижения по службе, накопленного опыта;
- компенсация затрат усилий работников справедливым вознаграждением;
- признание необходимости учета не только деловых, но и личных, семейных и групповых интересов персонала.