Необходимость существования эмоциональной мотивации
Бессчетное количество литературы на тему мотивации персонала как инструмента управления человеческими ресурсами рассказывает об огромном количестве методов в данной области менеджмента, однако на практике чаще всего применяются инструменты материальной мотивации.
В качестве основных способов мотивирования сотрудников используется продвижение по карьерной лестнице и сопутствующий ему рост заработной платы. Особенно характерно использование такой ограниченной системы мотивации в малом и среднем бизнесе. Применение этой системы эффективно на протяжении некоторого не очень продолжительного периода времени. В рамках такой мотивационной схемы продвигаются наиболее эффективные и ответственные сотрудники, а работники, выполняющие свои обязанности на среднем уровне, остаются на прежней должности в течение долгого времени.
Материальной мотивации чаще всего становится недостаточно, чтобы поддерживать и повышать эффективность труда. Структура человеческих потребностей такова, что материальная мотивация в большинстве случаев не может быть достаточной для полного удовлетворения потребностей сотрудников.
Человеку присуща потребность в признании и уважении, поэтому после удовлетворения базовых потребностей с помощью полученного материального вознаграждения он начинает испытывать необходимость в эмоциональном поощрении.
Эмоциональная мотивация и лояльность работодателя
При поиске работы сотрудники (особенно недавние выпускники и/или высококвалифицированные специалисты) ориентируются не только на уровень заработной платы относительно среднего по рынку труда, но и на наличие возможностей для реализации собственного потенциала.
К факторам эмоциональной мотивации, важным для сотрудников, можно отнести следующие нефинансовые потребности:
- Возможность получить признание коллег с профессиональной точки зрения;
- Общение с профессионалами в интересной области;
- Приобретение желаемого социального статуса или принадлежности к социальной группе;
- Возможность ощутить себя причастным к большому и важному делу.
Величина материального вознаграждения напрямую зависит от профессионального уровня и социального статуса сотрудника. В связи с этим сотрудники, обладающие достаточным для удовлетворения своих материальных потребностей доходом, хотят получить от своего труда также и моральное удовлетворение. В соответствии с этим и осуществляется поиск места работы. Сотрудник, эмоционально привязанный к своему работодателю, с меньшей вероятностью сменит место работы даже при предложении более высокого материального вознаграждения.
Эмоциональная мотивация сотрудников способствует повышению производительности труда, так как эмоции сотрудника напрямую влияют на его настроение и, как следствие, на деятельность. Сотрудники, к которым не применяются инструменты эмоциональной мотивации, в соответствии с исследованиями устают больше, чем те, кто эмоционально привязан к своему месту работы.
Действия менеджмента для создания эмоциональной мотивации
Необходимость принятия во внимание эмоциональной мотивации как неотъемлемого аспекта деятельности сотрудников ведет к тому, что менеджмент должен использовать соответствующие инструменты поддержки и повышения уровня эмоциональной мотивации коллектива в целом и сотрудников в отдельности. В противном случае через некоторое время отсутствие эмоциональной связи сотрудников с компанией приведет к снижению эффективности труда.
Система эмоциональной мотивации должна быть гибкой и учитывать особенности конкретной организации и деятельности. В основе эффективной эмоциональной мотивации должно лежать чувство коллективизма и принадлежности конкретной организации. Эмоциональная мотивация имеет значимый эффект в тех случаях, когда сотрудники разделяют ценности своей компании-работодателя и поддерживают организационную культуру, а атмосфера в коллективе открытая и доброжелательная.