Моделирование бизнес-процессов
Моделирование и оптимизация бизнес-процесса – это ориентированное по целям отображение бизнес-процесса и дальнейшая реализация мероприятий по его совершенствованию.
На первом этапе производится моделирование бизнес-процессов.
Под моделированием бизнес-процессов понимают целеориентированное, разработанное с использованием определенной систематики и формы представления, отображение бизнес-процессов.
В структуре модели находит отражение логическая предметно-временная последовательность функций, реализуемых в рамках анализируемого процесса. Общие характеристики модели используются в:
- документировании,
- анализе,
- организации,
- автоматизированной обработке,
- поддержке процессов,
- содействии и коммуникации процессов.
Моделирование бизнес-процессов осуществляется для достижения разнообразных целей. При документировании бизнес-процессов моделирование нужно для:
- своевременного получения данных,
- представления действительной ситуации в организационных единицах предприятий,
- перемещения бизнес-процессов в другие подразделения,
- регулирования рабочих процессов и методов с помощью механизмов внешнего управления,
- выполнения обязательств перед бизнес-сообществом или бизнес-партнерами (например, в вопросах сертификации организации),
- удовлетворения действующих норм права,
- обучения сотрудников, введения их в курс дела,
- избегания потерь знаний (к примеру, в случае увольнения сотрудников),
- поддержания менеджмента качества и управления охраной окружающей среды.
В ходе подготовки к проведению оптимизации бизнес-процессов моделирование используется для:
- введения новых организационных структур,
- изменения задач предприятия в случае изменения рыночных условий,
- перестройки или улучшения процессов на предприятии,
- подготовки к автоматизации и внедрению новых технологий,
- установления показателей процессов и контроля результативности их протекания,
- проведения между отделами, конкурентами и партнерами бенчмаркинга,
- выявления лучших практик в компании, отрасли или регионе.
В ходе сопровождения организационных изменений моделирование используется для:
- продажи или частичной продажи,
- дополнительной покупки или интеграции предприятий или их комплексов,
- внедрения или замены информационных систем или организационных структур,
- участия в конкурсах (таких, например, как премия фонда Людвига Эрхарда или EFQM).
Общая тенденция в современном моделировании бизнес-процессов состоит в том, что на смену функционально-ориентированной концепции приходит процессно-ориентированная.
При моделировании бизнес-процессов рассматривается не только типология, но и их уровень.
Для представления бизнес-процессов на схемах используют ряд инструментов:
- графики,
- диаграммы,
- символы,
- показатели,
- бланки,
- графы,
- специальное программное обеспечение.
Благодаря использованию автоматизированных методов снижаются затраты, производится визуализация возможных решений, а также применение модифицированных решений, разработанных раньше. В процессном анализе используют различные программные продукты, которые могут быть разделены на три категории:
- стандартные графические пакеты, позволяющие представить процессы в электронном виде,
- программы, позволяющие анализировать процессы параллельно с их визуализацией,
- процессно-ориентированные программные продукты, имеющие широкие функциональные возможности. В такие программы включается модули визуализации, анализа и моделирования процессов, документирования и оценки.
Оптимизация бизнес-процессов
Оптимизацией бизнес-процессов называется процедура непосредственной разработки и реализации мероприятий, связанных с совершенствованием (реорганизацией) бизнес-процессов фирмы.
Благодаря исследованию фактического состояния бизнес-процессов удается сформулировать цели, к примеру:
- завоевать долю рынка,
- снизить время прохождения заказа,
- уменьшить объем материальных запасов.
Оптимизация должна быть ориентирована на реализацию сформулированных целей и содержать мероприятия, которые способны устранить обнаруженные проблемы. В качестве примеров проблем такого рода можно указать:
- вопросы сопряжения измененных технологий, измененных рабочих систем,
- слишком большое число уровней управления,
- простои,
- неиспользуемые мощности,
- дублирование рабочих заданий,
- ошибки в передаче информации,
- потеря информации,
- ошибки в документации и др.
В ходе разработки мероприятий по оптимизации бизнес-процессов должны приниматься во внимание параметры:
- логистические, такие как количество этапов бизнес-процесса, последовательность событий, технологическая реализуемость и организационное взаимодействие,
- экономические – к примеру, повышение загрузки мощностей, снижение уровня запасов, снижение затрат, повышение доли создания стоимости,
- временные – время прохождения заказа, доля времени на переналадку, доля вспомогательного времени,
- пространственные – размещение рабочих мест, упорядочение рабочих систем, минимизация транспортных путей,
- персональные – потребность в персонале и объем работы, необходимая квалификация, гибкость рабочего графика.
Существуют различные методы оптимизации бизнес-процессов:
- исключать – уменьшать число уровней в процессе, ликвидировать источники помех,
- упрощать – снижать сложность прохождения заказа, комплексность структуры, организации работы,
- стандартизировать – вводить стандарты на программы, методы, технологии, комплектующие, продукты, этапы,
- сокращать – относится к местам возникновения затрат, продолжительности и количеству событий, производственным затратам,
- ускорять,
- изменять – технологии, расположение объектов, методы работы, объемы партий, необходимые материалы,
- обеспечивать взаимодействие между организационными единицами,
- выделять,
- включать.