Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модель взаимодействия человека и организационного окружения

Понятие организационного окружения

Определение 1

Модель взаимодействия человека и организационного окружения – это исследовательская позиция, рассматривающая поведение человека в организации, в соответствии с которой исходным (центральным) в рассмотрении является человек.

Для понимания этой модели необходимо рассмотреть, что понимается под организационным окружением.

Определение 2

Организационное окружение – это та часть организации, с которой рассматриваемый человек взаимодействует в процессе работы.

В первую очередь, к организационному окружению относится рабочее место сотрудника, который находится в центре внимания. Но для большей части работников организационное окружение не ограничивается их рабочим местом, оно понимается намного шире. В частности, к организационному окружению относятся такие элементы и характеристики организации:

  • профиль производства,
  • положение на рынке,
  • положение в отрасли,
  • масштаб организации,
  • местоположение,
  • организационная структура,
  • руководство,
  • внутренний распорядок и правила поведения,
  • система оплаты,
  • система социальных гарантий (соцпакет),
  • условия труда,
  • нормы общения,
  • философия организации,
  • коллеги,
  • трудовые отношения и т.д.

У каждого члена организации есть собственное окружение. Во-первых, выделение важных характеристики и аспектов организации – процесс индивидуальный. Одному человеку важна высокая зарплата, и ради нее он готов мириться с неудобным графиком работы и тяжелыми условиями труда; другому важнее личное удобство, и он согласен получать скромный оклад при условии обеспечения ему психологического комфорта. Во-вторых, каждый работник занимает в организационном окружении определенное место, осуществляет конкретную работу и выполняет конкретные функции. Все это определяет особенности окружения. Например, условия труда фрезеровщика не могут быть такими же, как у инженера, в силу выполняемых ими разных функций. Часто бывает, что производственный персонал работает в несколько смен для обеспечения непрерывности производства, в то время как бухгалтерии той же организации работать ночью совершенно нецелесообразно, и для нее установлен стандартных офисный график «5/2, с 9 до 18».

«Модель взаимодействия человека и организационного окружения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Невозможно осуществлять стратегическое управление организацией без полноценной социализации человека. Она является формой включения в коллектив. Возможности включения человека в организационное окружение и социализации определяются как характеристиками этого окружения, так и характеристиками самого человека. Личности многогранны, они взаимодействуют с организацией сложнее, чем выполняющие конкретные операции и действия механизмы. Люди – это сознательные и разумные индивиды, имеющие устремления, желания, настроение, эмоции, внутренние моральные установки, верования, обладающие воображением и ожиданиями.

Каким бы сильным ни было стремление организации и человека свести взаимодействие исключительно к выполнению оговоренных работ на конкретном рабочем месте, эта цель недостижима. Взаимодействие между человеком и организацией всегда более широкое, поскольку человек – это не машина, а его организационное окружение – не только рабочее место. Именно это является предпосылками стратегического управления (его части, касающейся управления персоналом).

Элементы модели взаимодействия человека и организационного окружения

Если поведение человека в рамках организации рассматривается с позиции его взаимодействия с организационным окружением (то есть он находится в центре модели), то модель может быть описана следующей совокупностью взаимодействий:

  • сотрудник взаимодействует с организационным окружением, в процессе чего получает стимулирующие, побуждающие к действию сигналы,
  • в виде реакции на полученные стимулирующие воздействия человек совершает те или иные действия (или, напротив, бездействует, если это предполагается ситуацией),
  • осуществляемые работником действия формируются в выполнение ими тех или иных работ. В то же время, эти действия влияют на организационное окружение как самого человека, так и других сотрудников организации. Например, руководитель отдела принимает решение о премировании подчиненных за текущий месяц. Это решение повлияет на отношение подчиненных к нему лично и к организации в целом, на их мотивированность работать с максимальной отдачей в следующем месяце и т.д.

Элементы рассматриваемой модели:

  • организационное окружение – это совокупность элементов организационной среды, вступающих во взаимодействие с рассматриваемым в качестве центра модели человеком,
  • стимулирующие воздействия – это любые возможные стимулы, которые могут быть реализованы в различных формах (в виде письменных и речевых сигналов – приказов, указаний, советов, порицаний и т.д., а также в виде поведения других людей),
  • человек – социальное и биологическое существо, обладающее набором потребностей, знаниями, опытом, морально-ценностными установками и т.д.,
  • к реакциям на стимулирующие воздействия относят непосредственно восприятие этого воздействия индивидом, их оценку и принятые решения по вопросам ответных действий. На одно и то же стимулирующее воздействие разные люди реагируют по-разному. Один, получив похвалу, будет стремиться совершенствоваться дальше, а другой – «почивать на лаврах». Аналогично с наказанием,
  • действия и поведение воплощаются в телодвижениях, мышлении, мимике, речи, жестах, возгласах и т.д.,
  • результаты работы складываются из двух частей. Первая из них ориентирована на самого человека и содержит то, чего он добился лично для себя в процессе осуществления реакции на стимулы, какие индивидуальные проблемы (возникшие под действием стимулов) решил в своей работе. Вторая – ориентирована на организацию и содержит то, что он сделал для организации, применяющей стимулирующие воздействия. По сути, именно вторая часть позволяет оценить эффективность применяемых воздействий для организации.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 19.11.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot