Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Модель взаимодействия человека и организационного окружения

Понятие организационного окружения

Определение 1

Модель взаимодействия человека и организационного окружения – это исследовательская позиция, рассматривающая поведение человека в организации, в соответствии с которой исходным (центральным) в рассмотрении является человек.

Для понимания этой модели необходимо рассмотреть, что понимается под организационным окружением.

Определение 2

Организационное окружение – это та часть организации, с которой рассматриваемый человек взаимодействует в процессе работы.

В первую очередь, к организационному окружению относится рабочее место сотрудника, который находится в центре внимания. Но для большей части работников организационное окружение не ограничивается их рабочим местом, оно понимается намного шире. В частности, к организационному окружению относятся такие элементы и характеристики организации:

  • профиль производства,
  • положение на рынке,
  • положение в отрасли,
  • масштаб организации,
  • местоположение,
  • организационная структура,
  • руководство,
  • внутренний распорядок и правила поведения,
  • система оплаты,
  • система социальных гарантий (соцпакет),
  • условия труда,
  • нормы общения,
  • философия организации,
  • коллеги,
  • трудовые отношения и т.д.

У каждого члена организации есть собственное окружение. Во-первых, выделение важных характеристики и аспектов организации – процесс индивидуальный. Одному человеку важна высокая зарплата, и ради нее он готов мириться с неудобным графиком работы и тяжелыми условиями труда; другому важнее личное удобство, и он согласен получать скромный оклад при условии обеспечения ему психологического комфорта. Во-вторых, каждый работник занимает в организационном окружении определенное место, осуществляет конкретную работу и выполняет конкретные функции. Все это определяет особенности окружения. Например, условия труда фрезеровщика не могут быть такими же, как у инженера, в силу выполняемых ими разных функций. Часто бывает, что производственный персонал работает в несколько смен для обеспечения непрерывности производства, в то время как бухгалтерии той же организации работать ночью совершенно нецелесообразно, и для нее установлен стандартных офисный график «5/2, с 9 до 18».

«Модель взаимодействия человека и организационного окружения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Невозможно осуществлять стратегическое управление организацией без полноценной социализации человека. Она является формой включения в коллектив. Возможности включения человека в организационное окружение и социализации определяются как характеристиками этого окружения, так и характеристиками самого человека. Личности многогранны, они взаимодействуют с организацией сложнее, чем выполняющие конкретные операции и действия механизмы. Люди – это сознательные и разумные индивиды, имеющие устремления, желания, настроение, эмоции, внутренние моральные установки, верования, обладающие воображением и ожиданиями.

Каким бы сильным ни было стремление организации и человека свести взаимодействие исключительно к выполнению оговоренных работ на конкретном рабочем месте, эта цель недостижима. Взаимодействие между человеком и организацией всегда более широкое, поскольку человек – это не машина, а его организационное окружение – не только рабочее место. Именно это является предпосылками стратегического управления (его части, касающейся управления персоналом).

Элементы модели взаимодействия человека и организационного окружения

Если поведение человека в рамках организации рассматривается с позиции его взаимодействия с организационным окружением (то есть он находится в центре модели), то модель может быть описана следующей совокупностью взаимодействий:

  • сотрудник взаимодействует с организационным окружением, в процессе чего получает стимулирующие, побуждающие к действию сигналы,
  • в виде реакции на полученные стимулирующие воздействия человек совершает те или иные действия (или, напротив, бездействует, если это предполагается ситуацией),
  • осуществляемые работником действия формируются в выполнение ими тех или иных работ. В то же время, эти действия влияют на организационное окружение как самого человека, так и других сотрудников организации. Например, руководитель отдела принимает решение о премировании подчиненных за текущий месяц. Это решение повлияет на отношение подчиненных к нему лично и к организации в целом, на их мотивированность работать с максимальной отдачей в следующем месяце и т.д.

Элементы рассматриваемой модели:

  • организационное окружение – это совокупность элементов организационной среды, вступающих во взаимодействие с рассматриваемым в качестве центра модели человеком,
  • стимулирующие воздействия – это любые возможные стимулы, которые могут быть реализованы в различных формах (в виде письменных и речевых сигналов – приказов, указаний, советов, порицаний и т.д., а также в виде поведения других людей),
  • человек – социальное и биологическое существо, обладающее набором потребностей, знаниями, опытом, морально-ценностными установками и т.д.,
  • к реакциям на стимулирующие воздействия относят непосредственно восприятие этого воздействия индивидом, их оценку и принятые решения по вопросам ответных действий. На одно и то же стимулирующее воздействие разные люди реагируют по-разному. Один, получив похвалу, будет стремиться совершенствоваться дальше, а другой – «почивать на лаврах». Аналогично с наказанием,
  • действия и поведение воплощаются в телодвижениях, мышлении, мимике, речи, жестах, возгласах и т.д.,
  • результаты работы складываются из двух частей. Первая из них ориентирована на самого человека и содержит то, чего он добился лично для себя в процессе осуществления реакции на стимулы, какие индивидуальные проблемы (возникшие под действием стимулов) решил в своей работе. Вторая – ориентирована на организацию и содержит то, что он сделал для организации, применяющей стимулирующие воздействия. По сути, именно вторая часть позволяет оценить эффективность применяемых воздействий для организации.
Дата написания статьи: 19.11.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot