Методы управления запасами – это принципы и алгоритмы выбора оптимальных параметров запасов: их объема, структуры, момента поставки и размера партии и т. д.
При управлении запасами действуют два противоположных желания представителей компаний:
При управлении запасами необходимо найти ответы на следующие ключевые вопросы:
Управление запасами – это одна из важнейших сфер логистического менеджмента. Такое его значение обусловлено как трудоемкостью управления запасами, так и связанными с ним затратами. В том или ином виде запасы формируются на всех звеньях логистической цепи, за счет чего происходит иммобилизация значительной части оборотного капитала компании.
Запасы как экономическая категория важны и для сферы производства, и для сферы обращения продукции.
Материальные запасы – это находящиеся на различных стадиях производства продукты производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс внутреннего потребления или потребления производственного.
Чтобы определить нормы запасов, можно воспользоваться методами одной из трех категорий:
Под эвристическими понимают методы, которые опираются на опыт и знания экспертов (специалистов), базируются на субъективном (личном) понимании ситуации и прогнозировании тенденций.
Иными словами, решение принимает сотрудник, который анализирует отчеты за предшествующие периоды, рыночную ситуацию и так или иначе определяет, какого товара сколько должно быть запасено. Это опытно-статистический метод.
В более сложном варианте эвристического метода используются экспертные оценки, когда к принятию решения привлекают нескольких специалистов. Каждый из них дает свою субъективную оценку, предлагает решения, а далее из этих ответов с применением определенных алгоритмов формируется итоговое решение.
При использовании метода технико-экономических расчетов товарные запасы делятся на группы по некоторому классификационному признаку, а затем для каждой группы рассчитываются сезонные, текущие и страховые запасы (при необходимости – с более четким поэлементным делением). Этот метод позволяет достаточно качественно определять, какой запас по каждой позиции нужно сформировать, но он отличается большой трудоемкостью, необходимостью проведения множества расчетов.
Экономико-математические методы исходят из того, что на спрос на продукцию оказывают влияние случайные факторы. В целом этот процесс может быть описан с помощью методов математической статистики – особенно если есть данные за достаточно большое количество предшествующих периодов. Одним из наиболее простых для реализации подходов в рамках этой группы методов является проведение экстраполяции. Его сущность состоит в том, что сложившиеся в прошлом темпы изменения переносятся на будущее: например, если на протяжении десяти лет объем спроса увеличивался на 2% в год, можно предположить, что и в следующем году рост составит 2%.
Базовым способом определения, от каких запасов фирме можно отказаться, является ранжирование ассортимента по вкладу каждого товара в общий доход от продаж. Обычно в информационных системах производится ранжирование товаров, имеющихся на складах, по валовой стоимости продаж за год. В соответствии с методикой ABC-анализа, товары делятся на три группы:
Иногда предлагается другое деление: 70%, 20% и 10%, но смысл методики от этого не меняется. Иногда выделяют четвертую категорию – товары Х, которые вообще не продавались за анализируемый период.
Товары Х не обязательно должны исключаться из запасов – их наличие может быть продиктовано соображениями репутации или оценкой вероятности повышения спроса в ближайшем будущем. Также к товарам Х могут быть отнесены новые товары, продажи которых еще не начались.
Ключевая идея XYZ-анализа состоит в классификации товаров по степени стабильности объема продаж (по коэффициенту вариации):
Как правило, в группу X включают товары с коэффициентом вариации не более 10%, в группу Y – от 10% до 25%, а с коэффициентом вариации более 25% - в группу Z.