Общая характеристика мотивации персонала
Методы мотивирования персонала – это способы, с помощью которых руководство влияет на заинтересованность персонала в определенном поведении (выгодном для организации), ориентирует сотрудников на достижение организационных целей.
Для того, чтобы сотрудники работали с максимальной отдачей, руководитель должен сформировать благоприятные условия, сделать каждого сотрудника заинтересованным в работе с высокой эффективностью. Для этого используют разные методы мотивации.
Система мотивации персонала - это комплекс мероприятий, направленный на внутренние ценности и потребности подчиненных, стимулирующих не только к работе в целом, но и прежде всего к усердию, инициативности и желанию трудиться, а также к достижению поставленных целей в своей деятельности, к самосовершенствованию профессионального уровня, и повышению общей эффективности предприятия.
В первую очередь мотивация является психологическим процессом, управляющим действиями конкретных людей. В масштабах организации у мотивационной системы есть ряд задач:
- стимулировать сотрудников на качественное выполнение стоящих перед ними задач,
- повышать производительность труда,
- создавать внутри команды позитивное настроение,
- снижать кадровую текучку,
- привлекать и удерживать ценных, квалифицированных, компетентных сотрудников,
- повышать лояльность сотрудников к компании,
- создавать корпоративную культуру.
Степень решения этих задач определяется методами мотивации персонала, применяемыми в конкретной организации. Благодаря эффективной системе мотивации компания получает возможность не просто управлять персоналом, а достигать своих ключевых целей.
Система мотивации опирается на пирамиду потребностей Маслоу:
- низший уровень – физиологические потребности (вода, еда, тепло и т.п.),
- второй уровень – потребность в безопасности (стабильность, уверенность в сохранении удовлетворительного уровня жизни),
- третий уровень – социальные потребности (причастность к организационной жизни, взаимоотношения с коллегами),
- четвертый уровень – потребность в уважении и признании,
- пятый уровень – творческое выражение, самореализация.
Применяемые методы мотивации должны по возможности охватывать все ступени пирамиды.
Материальные методы мотивирования персонала
Первая группа методов мотивирования персонала – это материальные методы, также называемые экономическими. Многие руководители считают их основными, наиболее эффективными. Однако нужно понимать, что они связаны только с двумя низшими ступенями пирамиды потребности, не удовлетворяя потребности более высокого уровня.
Формами материального мотивирования и стимулирования персонала являются разнообразные финансовые поощрения, а также штрафные санкции. В целом материальные методы могут быть разделены на три категории:
- денежное вознаграждение,
- неденежное вознаграждение,
- штрафы.
К группе денежных вознаграждений относят:
- повышение заработной платы,
- надбавки и премии,
- процент от продаж,
- бонусы при достижении ключевых показателей эффективности (KPI),
- льготы, страховки, социальный пакет,
- скидки для сотрудников на продукцию или услуги компании.
Денежные вознаграждения могут носить как регулярный, так и разовый характер (например, в виде приза за победу в конкурсе).
К группе неденежного вознаграждения относятся корпоративные социальные проекты:
- предоставление путевок на отдых и лечение,
- билеты на культурно-развлекательные мероприятия,
- дополнительные отгулы, дни отпуска,
- повышение квалификации, обучение за счет организации и т.д.
Методами отрицательной мотивации являются штрафы, примерами которых являются:
- материальное наказание за невыполнение плана, опоздание, административные нарушения в части правил внутреннего распорядка,
- снятие премии (с отдельного сотрудника или всего отдела) в случае неудовлетворительных результатов работы за период,
- отработки, «штрафные» рабочие часы.
При использовании наказания руководители должны понимать, что главной целью этого мероприятия является недопущение нежелательных для компании действий со стороны сотрудников.
Нематериальные методы мотивирования персонала
Высокая зарплата, бонусы и премии – отличный стимул, но сотрудников необходимо мотивировать и нематериальными методами. Практика показывает, что только в таком случае у работников будет искреннее желание достичь максимального успеха на своем рабочем месте.
Среди широко распространенных форм нематериальной мотивации можно указать:
- публичную похвалу, признание,
- возможность карьерного роста,
- комфортные рабочие условия (наличие в офисе зоны отдыха, спортзала, корпоративной столовой),
- приятная атмосфера, сложившаяся в коллективе,
- мотивирующие совещания,
- поздравление сотрудников со значимыми для них датами,
- вовлечение в принятие стратегических решений,
- розыгрыши призов, профессиональные конкурсы,
- эффективная обратная связь от менеджмента (ответы на претензии, пожелания).
В последние годы в системы мотивации персонала активно внедряется геймификация, которая может выражаться в разных формах:
- соревнования,
- рейтинговые таблицы,
- корпоративные квесты.
Игровая форма мотивации способствует азарту у сотрудников, стремлению победить, стать лучшим и получить заслуженную награду. Геймификация крайне эффективна, если компания может четко сформулировать цель на короткий период времени – например, повысить продажи на N%.
При выборе методов мотивации необходимо учитывать финансовые возможности компании, оценивать возможную отдачу от применяемых методов. Кроме того, огромное значение имеет психология коллектива, их возрастной и социальный уровень. Мероприятия, которые будут интересны молодым людям с высшим образованием, вызовут только негатив и недоумение у рабочих предпенсионного возраста – и наоборот.