Возникновение проблем в организации
Ни одна организация не может работать без возникновения каких-либо проблем, так как все решения в организации принимают люди, а они ошибаются. Проблемы могут касаться любой сферы рабочего процесса. Чаще всего проблемы возникают в управлении или в организационном механизме работы. Но они могут быть и в области технологий, особенно в сфере новых разработок. Часто на проблему реагируют тогда, когда она становится ярко выраженной и отложить решение уже невозможно. Одну и ту же проблему разные люди будут воспринимать и оценивать по-разному в силу особенностей своей личности. Процесс решения проблем затрагивает интересы многих людей, как по отдельности, так и в группах.
В процессе решения проблемы руководству необходимо осуществлять два вида действий:
- учитывать понимание проблемы сотрудниками;
- произвести обмен мнениями.
Проблемы в организации делятся на два типа, решение для каждого типа проблем разное:
Рисунок 1.
Повторяющиеся проблемы связаны со стандартными процедурами, новые проблемы раньше не встречались в процессе работы. Наиболее эффективный способ решения проблем – применение коллективных методов.
Этапы решения проблемы в организации
Проблемы в организации могут быть большими или небольшими. Крупные проблемы требуют всесторонней оценки, анализа, подбора различных вариантов решения, выбора решения из представленных альтернатив. В общем виде схема решения проблем в организации выглядит следующим образом:
Рисунок 2.
Каждый этап данной схемы требует особых подходов к реализации задач, возникающих во время решения проблемы. Рассмотрим подробнее методы, при помощи которых решаются проблемы в организации.
Типология методов решения проблем
При решении проблем используют различные подходы. Все значимые методы решения проблем в организации можно разделить на 4 группы:
1. Метод проб и ошибок. Сущность метода – перебор разных вариантов, обычно привычных для тех, кто занимается решением проблемы. Перебираются известные варианты действий и выбирается оптимальный. Этот метод используется при решении легких задач. С экономической точки зрения он нецелесообразный, так как требует больших затрат времени и ресурсов организации.
2.Методы активизации творчества в коллективе. Они стимулируют процесс выдвижения новых идей, новых подходов к решению проблемы. Цель данной группы методов – приоритет количества идей над их качеством (на этапе генерации идей). Качество идеи не оценивается, когда нужен необычный способ решения проблемы.
3.Систематизированный поиск решения. Эта группа методов позволяет упорядочить варианты, увеличить их число. Здесь используются разные аналитические подходы и приемы психологической борьбы с инерцией людей. Область применения этих методов ограниченна, так как при решении сложных задач их трудно использовать на практике. К тому же, они не являются гарантией оптимального выбора решения, так как полученный результат не подвергается оценке.
4.Методы направленного поиска. При применении этих методов процесс мышления строго организован и управляем. Один из самых популярных методов в данной группе – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – подразумевает снижение психологических барьеров, развитие творческого воображения и диалектического мышления у работников, которые решают проблему. Но ТРИЗ, как и другие методы направленного поиска, требуют постоянных тренировок, их сложно освоить. При решении некоторых производственных задач эти методы показывают низкую эффективность.
Для каждого этапа решения проблемы используется либо один, либо несколько методов из разных групп. Некоторые методы могут применяться на разных этапах решения проблемы, повторяться на нескольких этапах, если это отвечает целям и сокращает время принятия решения.