Организация управления финансовой устойчивостью компании
Методы и механизмы обеспечения финансовой устойчивости предприятий – это способы управления финансовой устойчивостью, позволяющие поддерживать ее на заданном уровне.
Организация управления финансовой устойчивостью компании – это важнейший аспект работы финансово-экономического отдела предприятия. В это направление работы включаются такие организационные мероприятия, как:
- планирование,
- построение гибкой структуры управления предприятием в целом и его подразделениями,
- осуществление оперативного управления.
Широкое применение находят различные методы управления:
- регламентирование,
- инструктирование,
- регулирование.
Существенное внимание уделяется разработке положений, касающихся отдельных структурных подразделений компании, возлагаемых на сотрудников должностных обязанностей и информационных потоков в разрезе ответственных лиц, показателей и сроков.
В первую очередь организовать планирование финансовой устойчивости нужно для того, чтобы скоординировать источники поступления и направления расходования собственных финансовых ресурсов компании. Речь идет о том, что между планируемыми долгами и сводной калькуляцией по всему объему выпускаемой продукции (оказываемых услуг) должны быть установлены пропорции. Это связано с тем, что поступления денег могут не совпадать с платежами по срокам и суммам. Особенно важно соблюдать сроки платежей:
- за сырье и материалы их поставщикам,
- работникам компании (заработная плата и прочие платежи),
- банкам по кредитам (проценты и основной долг),
- в бюджет.
Еще на этапе планирования должен быть составлен платежный календарь, содержащий сведения о притоках и оттоках денег по срокам и суммам. При этом оттоки (внутренний долг и кредиторская задолженность) не должны выходить за пределы структуры сводного калькулирования. Иными словами, сумма платежей, к примеру, за сырье и материалы не должна превышать общую сумму, определяемую сводной калькуляцией. При несоблюдении этого условия предприятию не хватит денег на оплату по другим расходным статьям. Аналогичное требование касается и других статей сводной калькуляции.
Поскольку данные о притоках по срокам и сумме могут прогнозироваться достаточно точно, необходимо корректировать оттоки – как в части сумм, так и в части сроков. Если же деятельность компании предполагает достаточно жесткую регламентацию сумм и сроков оттоков, объектом управления становятся притоки. Как в одном, так и в другом случае дни «кассовых разрывов» могут быть заранее предусмотрены, что позволит принять мероприятия по их устранению и укреплению финансовой устойчивости компании.
При организации текущего управления вопросами финансовой устойчивости бухгалтерские данные обрабатывают особым способом. Это позволяет получить нужные выходные документы: внутренние отчетные формы, применяемые для аудита и анализа. Они представляют собой типовые стандартные документы для служебного пользования, базирующиеся на бухгалтерских данных за различные операционные периоды – день, месяц, квартал, год – в зависимости от целей и задач проведения исследования.
Планирование финансовой устойчивости
Если предприятию не хватает собственных денежных источников, ему приходится использовать заемные ресурсы «нецелевым» образом. Это негативно сказывается на финансово-экономическом состоянии.
Нецелевое использование заемных средств – это такая ситуация, когда, например, на оплату сырья и материалов расходуются деньги, предназначенные для выплаты заработной платы (по простой причине – денег, отведенных на оплату сырья и материалов, не хватает).
Плановая калькуляция позволяет обеспечить использование вырученных от продажи средств по целевому назначению. Сводная плановая калькуляция отражает каждую статью в стоимостной оценке (в некоторых случаях – еще и в натурально-вещественной), а также в форме удельного веса по отношению к итоговой величине выручки. Исходя из этих удельных весов производится распределение полученных авансов и выручки по категориям будущих затрат. Иными словами, каждая калькуляционная статья получает собственный источник финансирования. Становится ясно, сколько из заработанных средств можно направить на оплату сырья, материалов, налогов и взносов, заработной платы, кредитов. Также формируется и прибыль, предусмотренная в плановой калькуляции.
По структуре плановой калькуляции денежные средства распределяются до тех пор, пока не поступит вся ожидаемая выручка (если учет ведется по методу оплаты) или не будет погашена вся дебиторская задолженность (при учете по методу отгрузки).
Во избежание путаницы и серьезных просрочек по отдельным платежам недопустимо оплачивать в первую очередь полностью одну статью расходов в ущерб другим: следует строго соблюдать распределение по удельным весам в соответствии со сводной калькуляцией. Тогда движение денежных средств приобретает прозрачность, а каждая из статей наполняется конкретным содержанием.
Условия соблюдения целевого распределения денежных средств:
- верное составление калькуляции по отдельным видам продукции (услуг, работ) и ее экономическая обоснованность,
- учет в сводной калькуляции всех затрат, что должно быть подтверждено соотнесением данных отчетности и фактически зафиксированного расхода по плановому объему выпуска,
- определение точки безубыточности и учет отпускных цен на этапе составления планового портфеля выпуска,
- строгий контроль фактических затрат и их соответствия плану,
- постатейная оплата затрат в пределах доступных источников финансирования, что обеспечивает ритмичность платежей.
Такой подход к управлению на основе сводных калькуляций является основой и для составления сводного баланса движения денег. Денежные потоки при этом систематизируются и обеспечивают полное исполнение договорных обязательств перед работниками, сторонними организациями и бюджетом.