Современный менеджмент является существенно более сложным и отличается от традиционного менеджмента, который применялся во всех отраслях и сферах общественной жизни в течение многих десятилетий.
Менеджмент возник на рубеже 19-20 вв. после напряженного поиска средства повышения эффективности и конкурентоспособности, что на рынке является ключевым для выживания. Неоднократно предприниматели убеждались, что успех организации их определяется не столько финансовыми возможностями, поскольку банкротство могло произойти в любой момент, сколько умением использовать их эффективно, активизировать внутренний потенциал и возможности персонала, поставить вид деятельности по управлению всеми процессами — менеджмент во главу угла.
Традиционный менеджмент исходил из представления процесса управления как форму выполнения ряда функций менеджерами, включающих планирование, организацию, координацию, активизацию и контроль.
Современные черты менеджмента
Ряд новых важнейших черт отличают современный менеджмент от традиционного. Рассмотрим их подробнее.
Для современного менеджмента характерна интеллектуальность процессов принятия решений. Проявляется это в привлечении в сферу планирования интеллектуальных ресурсов, переходу к многоцелевым планам, которые учитывают противоречия принимаемых управленческих решений и различные их последствия. Решение, в одной сфере эффективное, может вызывать отрицательные последствия или уменьшение эффективности в иных сферах.
В традиционном понимании управления практически не учитывается многоцелевой фактор. Даже если речь идет о нескольких целях, они рассматриваются в изолированном ключе, не как комплекс, а как набор, и планирование производится по готовому шаблону, что приводит неизбежно к ошибкам. Так, одной из ошибок традиционного планирования является применение однокритериального подхода, учитывающего всего один критерий, к примеру доходы или прибыль. В результате достигается одна цель: усилия сосредотачивают на расширении производства продукции за счет сокращения затрат на ее обновление, а затем, отстав от ближайших конкурентов, обновляющих свою продукцию быстро, терпят убытки вместо получения прибыли.
Среди принципов современного менеджмента входит повсеместность и непрерывность внутри организации инновационных процессов. Инновации должны быть созданы не только специализированными службами и отделами по разработками и исследованию, но и превратиться в основные инструменты внутреннего роста эффективности и конкурентоспособности всех подразделений. Развитие каждой организации без внедрения инновационных процессов ее обрекает на быструю потерю рыночной позиции.
Эффективный современный менеджмент основан на формировании в системах управления интеллектуального ядра, состоящего из сети команд, объединяющих талантливейших специалистов и менеджеров, способных выбрать оптимальный путь развития, решать и текущие проблемы, и будущие проблемы всей организации.
Даже для компании среднего размера наличие лишь одной команды совершенно недостаточно. Так же как и не может решать всех задач управления один руководитель, так и не может охватить комплекс проблем развития одна команда. Команды должны быть специализированными, способными гибко изменять свою структуру и состав. Кроме того, одна команда значит, что нет сети команд внутри организации, а существует административно-бюрократическая группа силового влияния на сотрудников, сформировавшаяся при руководителе для поддержки и подтверждения его управленческих решений. В такой команде все думают, как и что надо сказать, чтобы руководителю это понравилось. Современная культура эффективного менеджмента основана на многополярности интересов.
Разветвление когда-то единой системы общего менеджмента и зарождение новых видов менеджмента, как инвестиционный менеджмент, инновационный, маркетинговый и пр.
Современный менеджмент – это сложная модель, включающая в себя средства системного воздействия на фирмы, обеспечивающие рост конкурентоспособности их. Некоторые функции менеджмента преобразовались по мере его развития в самостоятельную систему.
Расширение функционала менеджеров, обогащение содержания их и возникновение других функций, что определяется усложнением управленческой среды, важностью максимального использования внутренних резервов менеджеров, увеличением влияния менеджера на конечный результат, актуальностью роста квалификации менеджеров и интеллектуального уровня руководителей.
Новые функции современных менеджеров
Рассмотрим некоторые новые функции менеджмента.
- Обеспечение реакции на угрозы и изменения внешней и внутренней среды означает важность развития способности гибко менять стратегию в условиях внезапного появления факторов новых угроз, готовность этим угрозам противодействовать. Они смогут иметь происхождение как внешнее, так и внутреннее.
- Конкуренция значит действия менеджера, направленные на рост конкурентоспособности своего отдела с учетом достижений подразделений аналогичных компаний-лидеров. В эффективно работающих компаниях конкуренция не только внешняя, но в первую очередь внутренняя, она начинается на рабочих местах фирмы. Новый фактор – это и развитие цивилизованной конкуренции, которая основана на соревновании и сравнении результатов разных менеджеров в открытую, росте индивидуальной конкурентоспособности.
- Сетевые и межличностные коммуникации состоят из обмена информацией путем личного общения или через информационную сеть, что сокращает значительно время и расширяет возможность использования больших потоков информации.
- Непрерывность обучения и самообучения — новая функция менеджера в условиях активного обновления производства, продукции, появления новых технологий и методов управления.
- Социальная ответственность означает осознание менеджером особенной роли во влиянии на личности прочих людей, находящихся в его подчинении, в проявлении требовательности. Социальная ответственность значит следование в управлении общечеловеческим ценностям.
- Логистические функции состоят из комплексного обеспечения работника всем необходимым, включая средства производства, ресурсы, материалы, информацию.
- Развитие самоуправления коллективов и личности характеризует предоставление самостоятельности менеджеру, ориентированной на стратегическую цель организации, систему воздействия на формирование человеческого капитала фирмы, вовлечение персонала в процесс управления, повышение устойчивости менеджера к негативному воздействию среды, избытку информации, стрессу, конфликтам и прочим факторам личности.
- Работа в проектной сети предусматривает участие менеджера в разных проектах, которые направлены на решение проблем развития компании и ее подразделений. Проекты эти должны основываться не на шаблоне, а на применении многоцелевого, интеллектуального метода и технологии. Их основная цель — достижение максимального конкурентного преимущества. Технология и методы управления проектами составляют интеллектуальный потенциал любой организации, относят к числу ее самых ценных неосязаемых активов.
- Создание позитивного имиджа фирмы и менеджера включает деятельность менеджера, которая обеспечивает укрепление рыночного положения фирмы и собственного в ней положения. Ошибка менеджера во взаимодействии всего лишь с одним из клиентов может привести к снижению имиджа фирмы в целом и последующей за этим потере существенной доли рынка, снижению отдачи инвестиций, вложенных в нее.
Социальные принципы современного менеджмента
Интенсивность развития и становления самоуправления внутри организации в разных видах: от сети команд специалистов и, децентрализованные самоуправляемые подразделения, включая бизнес-единицы, центр инвестирования, центр ответственности, развитие форм коллективной собственности, когда работники стали собственниками компании, в которой работают.
Развитие самоуправления наиболее важная черта современного менеджмента. В отличие от организаций в России, где в основном решения исключительно принимаются руководством, в зарубежных компаниях видна все более явно тенденция частичной передачи решений, включая стратегические, отдельным подразделениям. Вовлечение в управление персонала приводит к росту качества и производительности труда, снижает расходы, повышает эффективность инвестиций.
Компании, которые к своему менеджеру продолжают политику отношения как к простому работнику по найму, отстают от компаний-лидеров, стремящихся создать обстановку партнерства и коллегиальности во всем, вовлечь в долевое участие в прибыли работников, а зачастую и в собственности компании, создать для них долгосрочную перспективу улучшения уровня жизни.
Использование в менеджменте информационных технологий, качественно меняющих характер труда, ускоряющих коммуникацию и обмен информацией, снижающих неопределенность и риск, вызываемые дефицитом информации, в принятии управленческого решения.
Итак, современный менеджмент можно охарактеризовать как непрерывный поиск новых способов сделать свою фирму более конкурентоспособной, а этого достичь без создания более конкурентоспособного системы менеджмента невозможно.