Менеджмент и цивилизация
Развитие общества и человека сопряжено с понятием цивилизации. Ученые и исследователи предлагают несколько определений этого понятия, но чаще всего в научной литературе встречается следующее:
Цивилизация - это ступень общественного развития как духовной, так и материальной культуры. Современная цивилизация напрямую связана с разделением труда, рационализацией производственного процесса, внедрением новейших технологий и робототехники.
Вместе с цивилизацией формируется гражданское общество, определяется совокупность ценностей, отражающих уровень исторического развития человека и общества. Говоря проще - цивилизация выступает в качестве комплекса особенностей, которые присущи этапам развития отдельного общества и человечества в целом. Цивилизация имеет несколько характеристик:
- Первая - способ производства. Исторически человечество прошло длительный путь, который начался с примитивных предметов, и пришел к тому, что теперь люди используют высокотехнологичные условия для реализации потребностей, предоставления услуг и товаров.
- Вторая - экономика, которая определяет благосостояние человека. Благодаря ей создается благоприятная среда существования общества, где люди располагают разными благами для реализации собственных потребностей.
Менеджмент ориентирован на преобразование общества, экономики, производства, науки и культуры. Внутри менеджерской структуры отражены эффективные механизмы управления, ориентированные на конкретные условия, национальные особенности, экономическое и социальное развитие, политические трансформации. Менеджмент требует учета человеческого фактора, опирается на научные доказательства и факты. Управление нацелено на повышение качества деятельности. Проблемы современного мира непрерывно усложняются, поэтому управленцам необходимо следить за трансформациями, соотносить количественные и качественные показатели, ориентироваться не только на потребности компании, но и на потребности сотрудников.
Некоторые компоненты цивилизации совпадают с элементами менеджмента. В первую очередь, это социальное устройство, которое отражает структуру общества и специфику отношений слоев, групп и категорий общества. Общественное сознание также является частью менеджмента и цивилизации, характеризует общий уровень развития общества, понимание процессов и явлений общественной жизни. Общественное сознание определяет критерии, которые влияют на восприятие действительности, на менталитет, поведение в сложных ситуациях. Существенное влияние на становление и эволюцию менеджмента оказывает культура, поскольку она несет комплекс ценностей, интересов, особенностей и установок, принципов духовной жизни населения, сказывающихся на управленческой деятельности и отношении людей к осуществляемой работе.
Концепция менеджмента относительно теории управления
Менеджмент - один из типов управления в рыночной экономике. Как концепция, менеджмент делится на несколько направлений. Первое - мотивационное управление, которое определяется человеческим фактором. Второе направление в приоритет ставит экономические интересы общества, предприятия и отдельного человека. Третье направление ориентировано на профессиональное управление, которое предполагает выстраивание взаимоотношений между руководителями и подчиненными и создание условий для реализации поставленных целей. Управление в условиях риска - четвертое направление. Менеджмент предполагает работу по выявлению рисков и ситуаций, которые оказываются потенциально опасными для деятельности компании. В связи с этим управление рисками позволяет выстраивать модели поведения и деятельности, где компании и сотрудники будут предполагать, как риски скажутся на деятельности предприятия.
Менеджмент базируется на следующих концептуальных основаниях:
- состав и структура предприятия;
- приоритеты и акценты, ракурсы ведения деятельности;
- отличительные критерии компании, эффективность и качества;
- деятельность сотрудников и их концепция;
- методология и организация знаний в концепции;
- состав и структура проблем;
- ограничения проблематики объекта знания;
- ограничения социально-экономической системы;
- специфика проблем, риск-менеджмент;
- антикризисное управление компанией.
Выступая в качестве своеобразного типа управления, менеджмент подразумевает наличие нескольких аспектов;
- Во-первых, область деятельности. Сюда относится экономическое поведение объекта управления, социально-экономические интересы человека. Цели компании могут совпадать с целями, которые ставит сотрудник, в таком случае эффективность будет на порядок выше, работа будет осуществляться в условиях повышенной мотивации индивида.
- Во-вторых, условия деятельности. Менеджеры определяют рыночные механизмы развития экономики, управление осуществляется в постоянно изменяющихся рискогенных условиях. Отсюда задача менеджмента - изучить риски и нестабильности, создать модели идеального поведения сотрудников и компании, обозначить мотивы деятельности.
Менеджмент также определяет требования к менеджеру и персоналу управления. Следует сказать, что во время разработки проекта руководитель четко осознает, какая цель будет у процесса, какая мотивация определяет поведение сотрудников. Менеджмент выявляет управленческие стратегии, выделяет немаловажную роль бизнес-плана. Планирование - это залог успешного осуществления деятельности, и преобразования реализуются намного быстрее и адаптированнее.
Задача менеджмента - отвечать на вызовы современности, обучать и готовить высококлассных экспертов, интегрироваться в непрерывно меняющиеся общественные процессы, управлять на практике возникающими ситуациями. Менеджмент влияет на текущее положение дел, помогает экспертам осуществлять задуманные управленческие задачи на практике. Развитие сферы сопровождается развитием сотрудников, поэтому руководство отводит немаловажную роль менеджерским курсам и стремится подобрать на должности подготовленных экспертов с опытом выполнения нестандартных кейсов.