Понятие менеджмента
Менеджмент – это профессиональная деятельность, направленная на достижение поставленных задач посредством рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов и методов научного управления.
В последние годы термины «менеджер» и «менеджмент» в российской практике и науке получили широкое распространение. Постепенно они вытесняют более привычные слова: «руководство», «руководитель», «управление» и «управленец». Англоязычные термины пришли в русский язык в 1990-х, когда осуществлялся переход российской экономике к рыночной системе. Официальное признание терминов выражается в том, что должность «менеджер» включена в квалификационных справочник должностей, в высших учебных заведениях предлагается подготовка по направлению «Менеджмент».
Единого определения менеджмента к настоящему времени не выработано. Наиболее признанным можно считать подход, в соответствии с которым под менеджментом понимается особый тип управления, отличающийся следующими чертами:
- менеджмент представляет собой систему взаимоувязанных принципов, действий и подходов,
- менеджмент реализуется в рыночных условиях,
- менеджмент предполагает, что управленческие решения принимаются свободно, с учетом хозяйственной самостоятельности предприятий,
- цель менеджмента – получение коммерческой прибыли,
- менеджмент как управление производится в пределах одной организации,
- осуществление менеджмента возлагается на наемных профессионалов в сфере управления.
Приведенный выше набор сущностных характеристик может быть воспринят как исчерпывающий, однако это обманчивое впечатление. «Менеджмент» - это живое понятие, постоянно изменяющееся под действием происходящих в обществе перемен. Кроме того, данное понятие по отношению к российской практике представляется не совсем адекватным. В большинстве российских компаний управленческая деятельность осуществляется таким образом, что ее трудно назвать менеджментом. Дело не только в том, что руководители имеют низкую квалификацию: суть происходящих процессов в принципе не соответствует этому понятию.
Менеджмент как технология
Термин «менеджмент» появился в 1886 году в США в результате попытки Генри. Р. Тауна (президента «Эйле энд Тайн Манифактуринг») упорядочить накопленные знания в области управления производством. Популярность он получил после выхода в свет книги Фредерика У. Тейлора «Принципы научного управления». С этого труда начинается история менеджмента как науки.
В понимании Тейлора, сущность менеджмента (научного управления) заключалась в рационализации производственной деятельности путем введения принципов регламентации и контроля, разделения исполнительской и управленческой деятельности, выделения планирования, отбора и обучения работников, материального стимулирования персонала.
В дальнейшем школа научного управления получила развитие в трудах Ф. и Л. Гилберт, Г. Гантта. Они доказали, что внедрение методов рационализации, а именно:
- хронометража,
- совершенствование трудовых процессов,
- подбор инструментов,
- планирование трудовых заданий с помощью графиков
позволяет значительно повысить производительность труда.
Суть классической школы менеджмента наиболее полно выразилась в сформулированных А. Файолем 14 принципах:
- власть и ответственность,
- разделение труда,
- единоначалие,
- дисциплина,
- единство руководства и целей,
- подчинение личных интересов общим,
- соотношение между децентрализацией и централизацией,
- вознаграждение персонала,
- порядок,
- иерархия,
- инициатива,
- стабильность,
- справедливость,
- корпоративный дух.
Кроме того, Файоль сформулировал функции управления:
«Управлять – это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
Итак, смысл классической теории управлении заключается в рационализме. Теория менеджмента возникла под действием особенности западной ментальности – склонности к рационализации поведения, желанию вести активную преобразовательную деятельность на основе четкой постановки целей и выбора средств для их достижения. Управление превратилось в технологию, которая включала в себя набор стандартных мероприятий, связанных с:
- планированием,
- разделением и кооперацией труда,
- стимулированием,
- обучением рабочей силы,
- организацией контроля.
Благодаря сходству экономических и социальных условий управленческий процесс удалось во многом алгоритмизировать. Профессия менеджера превратилась в массовую специальность индустриального общества.
Менеджмент как искусство
В современном менеджменте речь идет о балансировании между хаосом и порядком, подобно джазовым импровизациям, только в приложении к области управления. Если в классическом менеджменте внимание уделялось анализу, предсказанию, управлению, то акценты новой управленческой науки смещены на импровизацию, адаптацию и координацию. Все чаще управление рассматривается не как применение апробированных алгоритмов, а как искусство решать оригинальные творческие задачи.
Нельзя сказать, что это принципиально новый взгляд. Так, Оксфордский словарь английского языка определяет менеджмент как манеру, способ обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода административные навыки и умения.
Многие российские и иностранные авторы рассматривают менеджмент как сочетание искусства и технологии. Действительно, деятельность в сфере управления требует не только применения профессионального опыта и знаний, но и творческого подхода, управленческого таланта. Ключевой вопрос здесь – как соотносятся наука и искусство в менеджменте. Если сначала все действия совершались интуитивно и это было чистое искусство, то по мере развития науки менеджмента он все больше рассматривался как технология. Роль искусства стала подчиненной, второстепенной. Однако возрастание неопределенности и сложности управленческих задач искусство проявляется в управлении все сильнее.