«Круг» операционного менеджмента
Каждая организация характеризуется наличием специальных и управленческих проблем. Специальные проблемы связаны непосредственно с технологией производственной деятельности и могут прямо не относиться к конкретным функциям менеджмента (производственные проблемы). К примеру, товароведы могут принимать решения в части последовательности поступления товара в торговые точки, а экономисты занимаются сбором необходимой статистики, бухгалтера – составляют бухгалтерские отчеты и пр.
Среди управленческих проблем можно назвать проблемы, которые связаны с использованием материальных, человеческих и финансовых ресурсов предприятия, организацией труда и отдыха, различными распоряжениями, решениями, постановкой целей перед исполнителями.
Безусловно, менеджеру не следует полностью посвящать себя решению управленческих вопросов и организации соответствующих процедур (приказы, беседы с подчиненными и пр.). В отличие от исполнителей, не имеющих отношения к процессу управления и занятых решением лишь производственных проблем на своем участке, менеджеру следует также уделять внимание и производственным делам. А значит, среди функций менеджера не только решение управленческих проблем, но и производственных.
«Круг» операционного менеджмента – это совокупность проблем, решением которых занимается менеджер в общем организме операционной системы организации.
Структура и задачи операционной системы определяют концептуальные особенности каждой из функций операционного менеджмента.
Планирование
Планирование является первостепенной функцией менеджмента, реализация которой предопределяет перспективы развития системы и ее состояние в будущем, устанавливает темп, источник, метод и форму развития операционной системы для достижения намеченных целей в форме конкретной плановой модели, задания и показателей с конкретными сроками исполнения.
Составная часть функции планирование – прогнозирование, которое представляет собой вероятностную оценку характера изменений цели и пути развития объекта управления, ресурсов и организационных процедур, требуемых для достижения ожидаемого результата.
Организация
Организация — это реализация разработанного плана или программы с помощью кооперации персонала и орудий труда (машины, оборудование и т. д.). Совместная трудовая деятельность должна при этом реализовываться качественно с наивысшими результатами и минимальными затратами ресурсов. Особенностью этой функции операционного менеджмента является ее способность обеспечивать взаимосвязь между людьми и повышать эффективности их труда.
Мотивация
Современная философия менеджмента предполагает, что в основе воздействия на персонал должно лежать не принуждение, а регуляторы мотивации, учитывающие психологическую специфику людей. Функция мотивации сосредоточена на использовании нескольких понятий:
- ценности,
- инструментарий,
- ожидание.
В основе этого подхода утверждение о том, что собственную мотивацию сотрудника нельзя никогда заменять иной. Иными словами, внутренняя мотивация не может быть внешней. Следовательно, менеджеру достаточно только мотивировать подчиненных, создавая ситуационное поле, которое побуждало бы их делать то, что от них требуется. Это поле формируется из следующих составляющих:
- стиль управления;
- поведение менеджера при коммуникации;
- оплата труда и пр.
Контроль
Функция контроля подразумевает заблаговременное выявление надвигающихся опасностей, обнаружение ошибок и отклонений от установленной нормы, норматива, стандарта и тем самым создание основ для внесения корректировок в деятельность операционной системы.
Главной задачей контроля является не поиск «козла отпущения» за допущенную ошибку, а установление причин последней и нахождение возможного пути выхода из сложившейся ситуации.
Перечисленные выше функции операционного менеджмента не только являются единым целым: они связаны так, что иногда их довольно сложно разделить. Реализация каждой функции планируется и прогнозируется, организуется, мотивируется, а также контролируется с применением заданных методов или способов.