Понятие менеджмента
Современные экономические отношения строятся на принципах рыночного механизма. Для такой системы характерна свобода хозяйствующих субъектов, их открытость к взаимодействию, стремление к индивидуальной выгоде. Условия рынка порождают конкурентную борьбу, требующую от субъектов отношений постоянного поиска новых идей и методов осуществления своей деятельности. Основой грамотного построения бизнес-процессов в любой организации является планирование и профессиональное управление. Менеджменту в науке уделяется особое внимание, так как он обеспечивает грамотное построение хозяйственной деятельности большинства субъектов хозяйствования.
Под менеджментом понимается область научных знаний, занимающаяся исследованием и поиском новых решений в сфере управления экономическими объектами на рынке, с целью достижения определенных экономических результатов. Задача менеджмента – максимальная оптимизация ресурсов компании.
Менеджмент подразделяется на два вида:
- Общий, занимающийся управлением всей работы компаний или еще отдельных крупных звеньев.
- Функциональный менеджмент концентрируется на какой-либо сферой хозяйственной деятельности, например, организацией работы кадрового состава, обеспечением производства, оптимизацией финансовых потоков и так далее.
В общем виде менеджмент занимается планированием, реализацией и контролем. Но на современном этапе экономического развития управление имеет более глубокую структуру. Система регулирования занимается осуществлением контроля над исполнением любых решений руководства. На ее основе аккумулируется информация для обратной связи и внесения своевременных изменений. Функция управления реализуется в планировании и прогнозировании, а также разработке бизнес-процессов и оперативном исполнении плана. Административная функция менеджмента заключается в нормировании, стандартизации и регламентировании любых участков работ.
Таким образом, менеджмент является научным направлением, занимающимся вопросами организации бизнес-процессов. Основными его задачами являются анализ, постановка стратегических и тактических целей, формирование решений.
Сущность образовательных систем
Современный этап хозяйственного развития в мире совершает переход к постиндустриальному обществу, где ценится человеческий капитал. Под ним понимается профессиональный и интеллектуальный потенциал трудовых ресурсов. Формирование человеческого знания осуществляется через образовательную систему.
Под образовательной системой понимается совокупность процессов в области инноваций и образования, а также менеджмент в данной сфере деятельности, чьей основной задачей является обеспечение потребностей населения в знании.
Характерными чертами образовательной системы можно назвать:
- Инновационную деятельность в данной сфере, то есть поиск новых подходов к преподаванию, а также адаптация образовательных программ под новые запросы общества.
- Диверсификацию внутренних процессов.
- Организацию учебно-воспитательного процесса, методов преподавания, внедрение сотрудничества и так далее.
- Установление обратной связи для внесения корректировок и поиска новых идей.
В основе образовательной системы лежат объекты, где непосредственно осуществляется процесс обучения. Обычно количество учреждений регулируется вышестоящими органами в соответствии с общественными потребностями. Для обеспечения соответствующего уровня образования разрабатываются стандарты преподавания.
Деление образовательных систем на открытые и закрытые связано с районным расположением, а также социально-культурным окружением объектов. Так закрытые системы формируются в исторических районах города или страны. Открытые системы характеризуются свободным обменом кадрами, а также контингентом учащихся. В открытых системах намного быстрее и легче решаются вопросы с подбором сотрудников, привлечением бюджетных средств, снижением уровня конфликтности, сохранение старого круга учащихся и привлечения новых учеников.
Менеджмент образовательных систем
Управление системой образования, как и любой другой многоуровневой сложной структурной единицей, требует особого управленческого подхода. В данном случае необходим системный менеджмент. Его основные принципы заключаются в следующих положениях:
- Свойства всех элементов системы рассматриваются в совокупности, как неделимое целое.
- Поведение системы рассматривается не только через ее элементы, но и через структурные связи.
- Особенности системы определяются внутренними и внешними факторами воздействия.
- Система всегда иерархична, что позволяет выявлять новые методы для ее управления.
- Каждая системная модель имеет множество описаний.
Подход к управлению крупными системами строится на специфических принципах. Прежде всего, определяется общая цель функционирования структуры. Далее поставленная цель дробится для подсистем или элементов, в зависимости от их особенностей. Производится поиск и анализ альтернативных путей управления. Обязательно учитывается тот факт, что структурные элементы в своей работе не должны конфликтовать друг с другом, а должны двигаться к общей цели.
На практике открытые образовательные системы постоянно находятся в динамическом развитии. Они вступают в отношения с множеством элементов внешней среды. Происходит интенсивный обмен различными данными, а именно, финансовыми, материальными, интеллектуальными, информационными и так далее. Здесь требуется системный подход в организации управления образовательными процессами.
Закрытые системы обычно формируются в сфере элитного образования, либо в небольших населенных пунктах. Системы обучения имеют свойства закрытых систем, поэтому управление их работой строится на несколько других принципах. Однако, стоит помнить, что в реальной жизни системы не способны действовать автономно. Они все равно взаимодействуют с внешним миром, что так же необходимо учитывать при разработке и внедрении методов управления образовательными системами подобного типа.