Общая характеристика системы менеджмента качества бережливого производства
Система менеджмента качества бережливого производства – это система менеджмента качества, базирующаяся на концепции бережливого производства, или, иными словами, на постоянном стремлении устранить все виды потерь. В рамках бережливого производства в бизнес-оптимизацию вовлекаются все сотрудники, при этом целью выступает максимальная ориентация на потребителей.
Концепцию «бережливого производства» сформулировал в 1950-е годы Тайити Оно для корпорации Toyota. Значительный вклад в бережливое производство как метод менеджмента принадлежит помощнику Тайити Оно – Сигео Синго, который, среди прочего, создал метод быстрой переналадки.
Сначала концепция бережливого производства приобрела популярность в отраслях, предусматривающих дискретное производство (в первую очередь – автомобилестроение). Позднее бережливое производство было адаптировано к процессному производству, а затем и к другим сферам – торговле, оказанию услуг, коммунальному хозяйству, образованию, здравоохранению, государственному управлению, вооруженным силам и прочим видам человеческой деятельности.
Первоначально Тайити Оно выделял семь видов потерь:
- потери по причине перепроизводства;
- потери времени в связи с ожиданием;
- потери при ненужных транспортировках;
- потери из-за лишних этапов обработки;
- потери из-за лишних запасов;
- потери из-за лишних перемещений;
- потери от выпуска продукции с дефектами.
Ключевым видом потерь основатель концепции считал потери из-за перепроизводства, а все остальные – их следствием. Позднее исследователями был сформулирован восьмой вид потерь: творческий потенциал работников, не реализованный в деятельности предприятия.
Бережливое производство как процесс включает пять этапов:
- Определение ценности конкретных продуктов.
- Определение потока создания ценности для этих продуктов.
- Обеспечение непрерывного течения потока создания ценности.
- Дозволение потребителю вытягивать продукцию.
- Стремление к совершенству.
Основными принципами бережливого производства являются:
- достижение превосходного уровня качества (система «ноль дефектов», сдача продукции с первого предъявления, обнаружение и устранение проблем у истока их появления),
- долговременные отношения с потребителем (путем разделения затрат, рисков и информации),
- гибкость.
В основе производственной системы Toyota лежат два фундаментальных принципа:
- точно вовремя. Он предполагает поступление всех деталей на линию четко в тот момент, когда они нужны, и именно в том количестве, которое требуется (чтобы не накапливать складские запасы),
- автономизация. Этот принцип требует, чтобы производственное оборудование могло самостоятельно обнаруживать проблемы – выявлять дефекты в выпускаемой продукции, диагностировать собственные неисправности (а по возможности и исправлять их), обнаруживать задержки при осуществлении производственных процессов.
Концепция бережливого производства включает ряд элементов, некоторые из которых столь значимы, что могут претендовать на статус отдельной концепции организации производства:
- канбан – система, применяемая для реализации принципа «точно в срок»,
- поток единичных изделий,
- всеобщий уход за оборудованием – система, направленная на поддержание и улучшение целостности производственных систем, качества и безопасности с использованием оборудования, машин, сотрудников и процессов,
- быстрая переналадка – система сокращения потерь и издержек в процессе переоснастки и переналадки оборудования,
- система 5S (сортировка на нужное-ненужное, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация и совершенствование),
- защита от ошибок,
- защита от дурака,
- кайдзен – непрерывное совершенствование всех аспектов функционирования предприятия.
Система менеджмента качества бережливого производства в российских условиях
Для российских предприятий достаточно распространенной является ситуация, когда одновременно функционирует несколько систем менеджмента, например:
- система менеджмента бережливого производства,
- система менеджмента качества,
- система экологического менеджмента,
- система охраны труда,
- система управления рисками.
Вследствие отсутствия их интеграции в единую систему возникают проблемы:
- конфликт целей, задач и интересов в разных системах менеджмента,
- дублирование процессов, функций и документации,
- неоптимальность распределения ресурсов.
Интеграция системы менеджмента качества и системы менеджмента бережливого производства позволяет достичь таких положительных эффектов:
- повысить качество одновременно со снижением себестоимости и повышением производительности труда. Это достигается благодаря интегрированному подходу к управлению характеристиками потоков производимых продуктов (оказываемых услуг),
- получить синергетический эффект от проектов по совершенствованию в сфере бережливого производства и качества,
- создать единый контур управления системами менеджмента, включая все элементы – целеполагание, планирование, контроль, улучшения,
- снизить конфликтность, связанную с распределением полномочий и ответственности в системах менеджмента качества и бережливого производства. За счет исключения дублирования документации, функций и процессов в системах удается снизить затраты на их функционирование.
Предприятие, которое интегрировало системы, получает ряд преимуществ:
- способность к стабильному предоставлению продукции и услуг, удовлетворяющих потребности заинтересованных пользователей,
- создание возможностей для роста эффективности бизнеса (на основе повышения удовлетворенности заинтересованных сторон),
- снижение уровня рисков благодаря устранению конфликтов интересов и дублирования, оптимизации распределения ресурсов, обеспечения единства в подходах к управлению.