Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Принципы менеджмента качества

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Менеджмент качества / Принципы менеджмента качества
Содержание статьи

Общесистемные принципы менеджмента качества

Определение 1

Принципы менеджмента качества – это всесторонние и фундаментальные убеждения или правила, которые лежат в основе руководства организацией, а также ее деятельности, цель которых – долгосрочная непрерывная работа, ориентированная на удовлетворение нужд потребителей и учет потребностей всех заинтересованных сторон.

При рассмотрении общесистемных принципов менеджмента качества нужно понимать, что главный основополагающий исходный принцип состоит в том, что целевая система управления качеством (как и системный менеджмент качества) должен выступать как органичная составная часть системы управления предприятием (соответственно, системного управления предприятием). Иными словами, система менеджмента качества не должна функционировать в отрыве от других систем управления. В связи с вышесказанным в первую очередь следует перечислить объективные принципы управления, актуальные и для управления качеством:

  • сбалансированный демократический централизм,
  • сочетание коллегиальности и единоначалия,
  • ответственность,
  • материальное и нематериальное мотивирование персонала,
  • активное и заинтересованное участие сотрудников в управлении,
  • делегирование полномочий,
  • преемственность.

К основным общесистемным принципам управления относятся:

  • целенаправленность, которая реализуется через формирование набора подсистем, служащих достижению установленных целей,
  • делимость, которая достигается путем декомпозиции системы на элементы или подсистемы,
  • иерархичность, для которой создается многоуровневая структура системы, осуществляется делегирование полномочий по уровням управления (цех, отдел, участок, бригада и т.д.),
  • комплексность, которая обеспечивается взаимосвязью между всеми формируемыми подсистемами, элементами, иерархическими уровнями, стадиями жизненного цикла продукции и всем комплексом экономических, организационных, социальных, производственных, научно-технических и других мероприятий, служащих целям менеджмента качества,
  • взаимосвязанность, которая требует взаимной увязки систем менеджмента качества и других систем управления предприятия. К методам достижения этого положения относятся определение приоритетов целей и признание взаимосвязанных целей функционирования нескольких систем, реализация взаимосвязанных процессов для достижения этих целей,
  • замкнутость управленческих процессов (общих функций менеджмента качества), которая реализуется благодаря выполнению в системе, ее подсистемах и элементах полного общефункционального цикла, включающего планирование и прогнозирование, координацию и организацию, мотивацию, контроль,
  • систематичность, которая состоит и в постоянном выполнении всего комплекса работ по управлению качеством, длительность их действия и долговременность,
  • преемственность, необходимая не только при первичном создании системы, но и при ее последующем функционировании и улучшении. Ее выражением может быть применение передового зарубежного и отечественного опыта в сфере менеджмента качества,
  • доходчивость и простота, которые служат для понимания каждым сотрудником вопросов обеспечения конкурентоспособности и управления качеством не только отдельных видов продукции, но и предприятия в общем. Это крайне важно в условиях свободного рынка.

Готовые работы на аналогичную тему

Принципы менеджмента качества Э. Деминга

В своем исследовании «Качество, продуктивность, конкурентоспособность» Э. Деминг сформулировал 14 постулатов управления качеством, отражающих концепцию требований к поведению менеджеров:

  1. Улучшение качества продукции и услуг должно стать постоянной целью осуществления деятельности.
  2. Ни в какой сфере деятельности нельзя допускать дефекты.
  3. От поставщиков следует требовать гарантии качества на поставляемые ими виды продукции. Для этого целесообразно пользоваться статистическими методами.
  4. При заключении контрактов на поставки продукции нельзя руководствоваться только низкой ценой.
  5. Перед изготовителем стоит задача обнаружения и решения проблем в сфере качества.
  6. Весь персонал предприятия должен проходить обучение.
  7. Нужно использовать новейшие методы управления.
  8. У сотрудников не должна формироваться боязнь перед ответственностью за допускаемые в работе ошибки. Если человек боится своего начальника, он не сможет нормально участвовать в двустороннем сотрудничестве, не будет проявлять инициативу. Обиженная покорность не способствует повышению качества работы.
  9. Необходимо устранить препятствия и барьеры в деятельности отделов.
  10. Все используемые призывы и лозунги должны быть подкреплены реальными действиями. Пустые лозунги только вызывают негатив коллектива.
  11. Недопустимо оценивать деятельность персонала количественными нормами.
  12. Подлежат устранению все причины, способные снизить чувства гордости и уважения к своей профессии у сотрудников.
  13. Стремление к образованию (включая самообразование) и обучению должно поощряться.
  14. Высшее звено руководителей должно четко определить для себя обязательства в сфере качества.

Концепция Деминга может быть проиллюстрирована треугольником с вершинами:

  • «все – одна команда» (выражается постулатами 8 и 9),
  • «научный подход в менеджменте качества» (постулаты 7, 10 и 11),
  • «одержимость качеством» (постулаты 1-6, 12, 13, 14).

Э. Деминг выделяет «пять смертельных недостатков», присущих многим менеджерам корпораций. Эти недостатки приводят к неудачам в сфере менеджмента качества:

  • отсутствие четко сформулированных постоянных целей,
  • ориентация на получение мгновенной выгоды без анализа долгосрочных последствий,
  • высокая текучесть среди руководителей высшего звена,
  • проведение ежегодных оценок деловых качеств персонала,
  • предпочтение руководства к использованию очевидных количественных показателей.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис