Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000
Национальный стандарт «Системы менеджмента качества» - это стандарт, принятый постановлением Госстандарта России и регламентирующий положения системы менеджмента качества.
Первый из национальных стандартов в сфере менеджмента качества – это ГОСТ Р ИСО 9000, в котором описаны основные положения, касающиеся организации систем менеджмента качества, а также установлены значения важнейших терминов. Этот стандарт является основой для других стандартов, касающихся систем менеджмента качества.
Стандарт ГОСТ Р ИСО 9000 четко и конкретно описывает систему менеджмента качества, отталкиваясь от структуры, объединяющей:
- установленные ключевые понятия,
- принципы,
- процессы,
- ресурсы
в сфере обеспечения качества. Это помогает организациям реализовать их цели. Стандарт может быть использован любой организацией – независимо от бизнес-модели, сложности или размера. Стандарт ориентирован на повышение осведомленности предприятия в вопросах его обязательств и приверженности удовлетворению ожиданий и потребностей потребителей и других заинтересованных сторон, а также достижения удовлетворенности его продуктами и услугами.
Содержание стандарта:
- Область применения. Описывается, кто может пользоваться стандартом – организации, внедряющие систему менеджмента качества; потребители; организации, контролирующие свою цепочку поставок; организации, проводящие оценку соответствия требованиям стандарта ИСО 9001; поставщики; разработчики стандартов.
- Основные понятия и принципы менеджмента качества. В первом пункте приводятся общие положения: указывается, что все понятия и принципы, а также их взаимосвязи, должны быть рассмотрены в комплексе, а не по отдельности друг от друга. Нет более и менее важных понятий и принципов. Во втором пункте раскрываются основные понятия: качество, система менеджмента качества, среда организации, заинтересованные стороны, поддержка. В третьем пункте описываются принципы менеджмента качества, включая ориентацию на потребителя, лидерство, взаимодействие между работниками, процессный подход, улучшение, принятие решений исходя из свидетельств и менеджмент взаимоотношений. Для каждого принципа указывается формулировка, приводится обоснование, основные преимущества реализации принципа и возможные действия. Четвертый пункт посвящен разработке системы менеджмента качества на основе рассмотренных ключевых понятий и принципов. Описывается модель такой системы, приводится обобщенное описание системы, перечисляются стандарты на системы менеджмента качества и другие системы менеджмента.
- Термины и определения. Для всех терминов на русском языке указан соответствующий термин на английском и значение. Некоторые термины сопровождаются примечаниями и ссылками на другие стандарты. В первом пункте перечисляются термины, относящиеся к людям или лицам – такие как высшее руководство, консультант по системе менеджмента, вовлечение, взаимодействие, полномочия по конфигурации, представитель по урегулированию спорных вопросов. Во втором пункте собраны термины, имеющие отношение к организации (например, организация, поставщик, потребитель, среда организации), в третьем – к деятельности (такие как улучшение и постоянное улучшение, менеджмент, планирование качества, менеджмент качества, обеспечение качества, управление качеством). Четвертый пункт посвящен терминам, имеющим отношение к процессам (процесс, проект, процедура и т.д.), пятый – к системе (система, инфраструктура, условия труда, миссия, видение), шестой – к требованиям (объект, элемент, сущность, качество, дефект, соответствие), седьмой – к результатам (цель, успех, риск, выход, эффективность), восьмой – к данным, информации и документам (верификация, валидация, данные, конкретная ситуация). В девятом пункте приведены термины, относящиеся к потребителям, в десятом – к характеристикам, в одиннадцатом – к определению (определение, анализ, мониторинг), в двенадцатом – к действиям, в тринадцатом – к аудиту.
- Связи между понятиями и их графическое представление.
- Алфавитный указатель.
- Таблица соответствия национальных и международных стандартов.
- Библиография.
Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001
ГОСТ Р ИСО 9001 содержит требования к системам менеджмента качества. Структура документа:
- Введение. Кратко рассмотрены общие положения, принципы менеджмента качества (с отсылкой к ГОСТ Р ИСО 9000), процессный подход и взаимосвязь с другими национальными стандартами.
- Область применения. Указано, в каких случаях должны применяться содержащиеся в стандарте требования.
- Нормативные ссылки. Ссылка на ГОСТ Р ИСО 9000.
- Термины и определения. Содержится ссылка на ГОСТ Р ИСО 9000.
- Среда организации. В первом пункте приводится понимание организации и ее среды. Второй пункт посвящен пониманию ожиданий и потребностей всех заинтересованных сторон. В третьем пункте рассматривается определение области применения для системы менеджмента качества, в четвертом – процессы в системе менеджмента качества.
- Лидерство. Первый пункт посвящен лидерству и приверженности, второй – политике (разработке и доведению политики в сфере качества), третий – функциям, полномочиям и ответственности на предприятии.
- Планирование. В первом пункте рассматриваются действия в отношении возможностей и рисков, во втором – цели в сфере качества, в третьем – планирование изменений.
- Средства обеспечения. Первый пункт посвящается ресурсам (человеческим ресурсам, инфраструктуре, среде, в которой функционируют процессы, ресурсам для измерения и мониторинга, знаниям), второй – компетентности, третий – осведомленности, четвертый – обмену информацией, пятый – документированной информации.
- Деятельность на стадиях жизненного цикла. В первом пункте рассматривается планирование и управление деятельностью по стадиям жизненного цикла, во втором – требования к продуктам и услугам, в третьем – их проектирование и разработка, в четвертом – управление продукцией, услугами и процессами от внешних поставщиков, в пятом – собственно производство продукции или предоставление услуг, в шестом – их выпуск, в седьмом - управление результатами процессов, несоответствующими требованиям.
- Оценка результатов деятельности. Здесь описан анализ, мониторинг, измерение, внутренний аудит, анализ со стороны руководителей.
- Улучшение.
- Разъяснение терминологии (приложение).
- Описание других стандартов (приложение).
- Библиография.